На днях, в первую годовщину смерти командира прославленной Добельской учебной дивизии Фридриха Сегаля, на Рижском гарнизонном кладбище собрались его родные, близкие, друзья и сослуживцы, чтобы почтить память знаменитого генерал–майора танковых войск, скончавшегося 9 марта. Он не дожил до 70–летия Победы совсем немного: 17 июля ему исполнилось бы 90 лет. Конечно, возраст немалый. Однако, как отмечали собравшиеся, генерал на здоровье особо не жаловался. Выглядел очень бодро. Да, у него были проблемы. И с сердцем, и с почками. Давление иногда повышалось. Но он принимал лекарства, проходил курсы лечения в больницах.
В любом случае, именно генерал Сегаль возглавлял в Латвии оргкомитет по подготовке к празднованию 70–летия Великой Победы. Планировал, как лучше всего отметить эту знаменательную дату. Сегодня ветераны Великой Отечественной войны по–прежнему не верят, что Фридриха Иосифовича больше нет среди них. Они звонят, просят с ним связать… Для всех, в том числе самых близких, его внезапная смерть стала настоящим шоком. Еще 8 марта Фридрих Иосифович поздравил всех своих женщин с праздником. Он посидел в кафе с дочерью Людмилой и внуком Сергеем. А 9–го его обнаружили мертвым. Никто и подумать не мог, что его не станет.
45 лет вместе
Он до последних дней своей жизни делился планами на будущее. Его кипучая энергия казалась неиссякаемой. С другой стороны, "он ушел в своем стиле", как было отмечено. Генерал красиво жил и красиво умер, стараясь никого особо не обременять. Он даже себе на кладбище заранее обустроил место рядом с покойной супругой Галиной Ивановной Сегаль, которая скончалась 4 июня 1991 года. Они прожили вместе 45 лет. Супруга была старше его на три года. Больше генерал так и не женился. Хотя у него были подруги.
Он очень любил женщин. В последние годы за ним ухаживала его секретарь — 77–летняя Галина Яковлевна Машурина, которая тоже пришла на кладбище. Еще в 70–годах они вместе работали в Прибалтийском военном округе. "Это лучшая подруга Сегаля! Когда к нему приходили друзья, она всегда ему помогала. И оставалась с ним до конца", — отметил друг генерала, генеральный директор экспериментально
Именно этот предприниматель выступил инициатором встречи на гарнизонном кладбище. И позвал вашего корреспондента. Правда, у меня вышла одна загвоздка. Разумеется, я хотел всех собравшихся запечатлеть для газеты. Однако дочь генерала Людмила и внук Сергей категорически отказались фотографироватьс
Что ж, после кладбища все и впрямь отправились в Болдераю на завод, где был накрыт поминальный стол. "Мы познакомились с Фридрихом Иосифовичем 12 лет назад в знаменитом банном комплексе "Колотиловка", у Николая Колотило", — рассказал "7 секретам" Яким Дамоцев, старший прапорщик в отставке. Как выяснилось, Николай Колотило тоже должен был приехать на годовщину, но не смог, поскольку приболел. "Я давно познакомился с генералом Сегалем. Всегда охотно откликался на его приглашения посидеть. С удовольствием бывал на его днях рождения", — рассказал Николай Дмитриевич, с которым я связался по телефону.
На кладбище прибыл и личный адъютант Сегаля прапорщик Василий Степанович Попело. В свою очередь, подполковник Георгий Пшеничный поведал, что познакомился с генералом еще в середине 60–х годов. Добельская учебная дивизия считалась образцовой. В ней готовили сержантов и младших командиров по 56 (!) специальностям: танкистов–мотост
— После окончания Ульяновского танкового училище имени В. И. Ленина я прибыл служить в Вентспилс. Был старшим лейтенантом. Сегаль приехал с проверкой в наш 207–й танковый полк, который входил в состав Добельской дивизии. Он еще был в звании полковника. А потом я работал на кафедре в военном училище. Фридрих Иосифович, будучи заместителем командующего Прибалтийского военного округа, курировал вузы и войсковую подготовку. Ездили с проверками в Клайпеду, Лиепаю и другие города.
На годовщину прибыл и рижанин Дмитрий Цурканс, который в последние 13 лет работает водителем троллейбуса. "Мы познакомились с Фридрихом Иосифовичем в подъезде. Он был невероятно общительным человеком. И очень гордился тем, что у него есть друг — водитель троллейбуса! Мол, у меня друзья не только генералы и адмиралы. Потом мы с ним вместе даже ездили в троллейбусе. Сам я старлей в отставке. Служил в Советской армии как раз на Украине, в городе Полтаве, где Сегаль родился. Так что общих тем у нас было предостаточно", — улыбнулся Дмитрий.
"Слава богу, он не дожил до этого кошмара"
С большой речью выступил председатель Общества военных пенсионеров Латвии полковник в отставке Владимир Сергеевич Норвинд. После смерти генерала именно на его плечи легла основная нагрузка по подготовке к празднованию 70–летия Великой Победы.
— Сегаль был человеком неиссякаемой энергии. Чему мы были только рады. И всячески поддерживали его инициативы. Он до конца оставался бойцом и верным товарищем. Написал массу писем в поддержку ветеранов. Уверен, есть высший суд, который знает, кто прав, а кто виноват. Сегаля не в чем упрекнуть! Он был безупречно честным человеком! Как известно, Фридрих Иосифович родился на Украине, в Полтаве. Потом окончил Полтавское военное училище. Он гордился тем, что его юность и молодость прошли именно в тех краях.
Он гордился своей Украиной! К счастью, он не увидел всего того кошмара, который сейчас там происходит. Иначе в своих мемуарах расставил бы совсем другие акценты. Ведь он освобождал Украину, проливая за нее кровь, лично боролся с фашистами. А теперь Киев не признает ветеранов Красной армии. К сожалению, сегодня мы не можем поехать туда. Хотя многие там служили, женились, учились. Так, я окончил Львовское высшее военно–политичес
Напомню, что последняя книга Сегаля имеет символическое название "Мы не оккупанты!". В ней Фридрих Иосифович честно и правдиво все описал. Раскрыл человеческую сущность отдельных людей. Я с ним совершенно согласен, — подчеркнул Владимир Сергеевич.
Увы, не секрет, что сегодня, в Латвии ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных сил СССР не могут открыто носить свои мундиры. Ордена и медали тоже под запретом, ведь на них советская символика. Единственным, кто выступал на годовщине в форме, оказался 83–летний контр–адмирал, подводник Энвер Александрович Абраменко. Правда, таким он предстал только на месте, переодевшись.
— Сегаль относился ко мне с большим уважением. Как и я к нему. Он был из тех, кто очень тщательно выбирает себе окружение. Зато и сам был верным другом и товарищем. Всегда приходил на помощь в трудную минуту. Я заметил, с каким почтением к нему относились люди, где бы он ни появлялся. Знаете, офицеры, которые прошли поля сражений Великой Отечественной войны, отличаются по всему складу. Среди них не приветствуются подсиживание, предательство. Генерал был именно таким. Он обычно говорил так: "Каждый свой день рождения я отмечаю как юбилей!" И это правильно. Вечная ему память!