Трагедию в Екабпилсе, где женщина была убита бывшим мужем после многолетних угроз и преследований, можно рассматривать как единичный случай, неудачное стечение обстоятельств. В длинной цепочке системы правосудия один допустил небольшую ошибку, другой, третий - и вот результат...
Армандс Рукс, начальник государственной полиции, вообще отвергает мнение, что трагедия в Екабпилсе была результатом халатности полиции... 26 апреля просмотр программы "Что происходит в Латвии?" вызвало шок. Из собравшихся представителей власти - замначальника Государственной полиции Андрея Гришина, начальника Земгальского регионального управления Госполиции Мариса Арайса, председателя Земгальского районного суда Лиги Ашмане и прокурора Земгальского судебного округа Айгара Бичуша - только последний смог произнести нечто похожее на извинения. Возможно, потому, что не только телезрители, но и участники передачи были несколько шокированы рассказом адвоката убитой женщины: как она чуть ли не на коленях неоднократно просила прокурора Екабпилса Яниса Батлерса обратить внимание на постоянные, сотни раз повторявшиеся угрозы Леона Русиньша убить, изнасиловать и т.д. свою бывшую супругу, ее детей и даже коллег.
Какова была реакция прокурора Батлерса? "Это любовные дела, в таких случаях не убивают". Отношение всех остальных представителей судов и правоохранительных (!) учреждений в программе можно описать цитатой: "Мы сделали все, что было в нашей компетенции".
Таким образом, более года екабпилсский насильник беспрепятственно терроризировал несчастную женщину и ее детей, а также целый трудовой коллектив. За этот долгий период и Государственная полиция, и прокуратура, похоже, забыли о статье 132 Уголовного кодекса "Угроза убийством и тяжкими телесными повреждениями", а также об элементарном выполнении своих обязанностей.
Но виноватых нет. Хотя убитая женщина годами (первое решение суда о временной защите от насилия было принято в августе 2021 года!) обращалась во все возможные инстанции, отчаянно боролась за свою жизнь и жизнь своих детей - результата не было. Насильник продолжала находиться на свободе, терроризируя жертву, а полиция, суд и прокуратура оказались "бессильны".
Какой вывод мы можем сделать из этого? Прежде всего, что государство провалилось. Даже обычно "политкорректный" президент Эгилс Левитс признал это: "Вся вина за убийство женщины в Екабпилсе лежит на государстве". Хорошо, что до президента наконец-то дошло, что в стране, видимо, есть более серьезные проблемы, чем установка ливских надписей в Талси или статус Селии как культурно-исторического региона. Остается надеяться, что за этим выводом последует конкретная работа по поиску "системных" или юридических лазеек, которые могли привести к такому слабоумию в элементарном вопросе.
Но даже если оставить в стороне служебные обязанности, элементарное выполнение которых прописано в трудовом договоре, оставить нюансы уголовного процесса и тому подобное, остается главный вопрос - как такое возможно, что прокурор Янис Батлерс председатель Земгальского районного суда Лига Ашмане, неназванные сотрудники Екабпилсской полиции - как они чисто по человечески могли так поступить, наплевать на отчаянные мольбы женщины о помощи? Как получилось, что во всей "системе" не нашлось ни одного героя, который хотя бы попытался помочь несчастной женщине?
Мы, латыши, порой любим хвастаться нашими добродетелями, традициями, праздниками песен и так далее. Но трагедия в Екабпилсе показывает, что мы как нация, к сожалению, не соответствуем той высокой этической планке, которую сами себе поставили.
Что делать? Посыпать пеплом голову? Да, и это тоже. Но, возможно, эта трагедия заставит наконец опомниться латвийскую политическую элиту, а также всех людей "в погонах", которых народ до сих пор, порой, справедливо называет "ментами", а также, наверное, и всем нам - всем и каждому. Через весь туман формально-юридических предлогов, через рутину, лень, цинизм - увидеть свет маяка. И быстро действовать, когда мы услышим сигнал тревоги в следующий раз".