"Не очень хорошим было то, при каких обстоятельствах был принят этот законопроект, механизм его исполнения не был ясен еще год назад. И уж совершенно никуда не годится, что за несколько дней до 1 сентября правовой нигилизм был поощрен путем изменения закона. Те граждане России, которые сдавали экзамен по латышскому языку или хотя бы пытались это сделать, показали уважение к законам Латвийской республики.
Но мне до сих пор непонятно, что будет происходить в течение следующих двух лет. А что будет через эти два года? Этот вопрос должен урегулировать новый министр внутренних дел и правительство.
Второе. Закон был принят не очень хорошим способом, но как получилось, что вместо того, чтобы призывать всех граждан России записаться на сдачу экзамена, дискуссия пошла совершенно не туда? Кто чему не мог научиться? Времени было достаточно. Вспомним, что в 2004 году многие протестовали против первой реформы образования, а пару дней назад Европейский суд по правам человека объявил решение о том, что не было выявлено нарушений в проводимой в Латвии в 2018 году школьной реформе, увеличившей долю латышского языка в основных и средних школах нацменьшинств.
У нас еще есть реформа 2022 года. Против всего этого жестко выступали все те, кто сегодня утверждает, что государство не обеспечило им возможности учиться. И больше всего меня раздражает то, что в этой ситуации они снова будут винить латвийское государство. Его можно много в чем упрекнуть, но не в том, что оно недостаточно шло навстречу в подобных ситуациях. Это абсолютное бесстыдство — теперь винить других, а не себя.
Что произойдет в течение двух лет? Я не сторонник идеи того, что государство должно вложить много денег, чтобы какая-то группа жителей выучила латышский язык. Не будем забывать, что в течение 30 лет были доступны различные языковые курсы, и их можно было использовать. И говорить о том, что мы тут сейчас всех коллективно «депортируем», абсурдно. Но я также не могу согласиться с теми, кто коллективно стонет, что кому-то что-то не было «обеспечено».
Надо признать, что в этой истории нет хороших героев. Поэтому надо собраться, выработать план, еще раз сказать этим людям: записывайтесь, учитесь, сдавайте экзамен. За два года можно выучить разговорный язык. И надо понять, что делать с теми, кто откажется это делать. Надеюсь, что этому Сейму через два года не придется в очередной раз продлевать какие-то сроки".