Российские санитарные службы в январе 2015 года озаботились качеством украинской и белорусской соли. В ней нашли вредные примеси и несоответствие по органолептическим показателям. Это известие буквально взбудоражило российских потребителей, которые стали дружно сметать приправу с прилавков. Правда, вскоре Роспотребнадзор опроверг сведения о эмбарго. Однако все это не на шутку встревожило и латвийских потребителей — в Латвию поваренная соль тоже в основном поставляется из Украины. Неужели с самой популярной приправой и впрямь что–то не так и она небезопасна для здоровья человека?
Претензии к качеству
Еще каких–то 200 лет назад в Европе перец, кардамон, лавровый лист и прочие привычные нам пряности ценились на вес золота. Ведь их привозили издалека. Людям оставалось сдабривать пищу только хлоридом натрия, благо запасов его в Европе хватало. В Латвию традиционно соль поставлялась и поставляется из Украины и Белоруссии. Кстати, раньше она была серого цвета и зачастую бумажные пакеты приходилось разбивать молотком, так как продукт превращался в камень. Сейчас нам предлагается ослепительно–белый порошок, расфасованный в полиэтиленовые пачки. И комков в нем нет.
Из Украины к нам привозят в основном каменную соль. Ее добывают шахтным и карьерным способом, размалывая минерал. Ископаемое весьма чистое по своей природе, содержание хлорида натрия в нем достаточно высокое (98–99%), примесей других солей почти нет, а влаги мало. Именно так до недавнего времени характеризовалась продукция из Незалежной.
Существуют, правда, и другие способы производства пищевой соли. Ее могут варить из добываемых из природных рассолов, удаляя воду. Выпаривают ее из соленой морской и озерной воды, добывают со дна соляных озер. Самое известное подобное месторождение в России — озеро Баскунчак в Волгоградской области. Способ производства продукта обязательно должен обозначаться на этикетке. И чаще всего мы потребляем именно каменную соль. Крупнейшим ее поставщиком является украинское государственное предприятие "Артемсоль". Оно расположено в городе Соледар Донецкой области. Производственная мощность предприятия составляет более 7 млн. тонн продукта в год. Конфликт в Донбассе, к счастью, пока что не отразился на деятельности завода.
Почему же у российских специалистов возникли претензии к качеству украинской соли? Директор Института питания РАМН Виктор Тутельян считает, что каменная соль должна быть химически чистой, все ненужные примеси следует удалять. Ведь в неочищенном продукте может присутствовать вся таблица Менделеева. В том числе тяжелые металлы, мышьяк и прочая отрава. Поэтому соль перед оправкой в торговую сеть обрабатывают специальным образом, очищают, на этот счет имеется соответствующий ГОСТ. И если обнаруживается несоответствие, естественно, идет выбраковка. Однако до полного запрета импорта дело пока не дошло.
В Латвии же нечто подобное "соляному бунту" относится к 2005 году, когда накануне вступления в Евросоюз прошел слух, что на прилавках останется только йодированная соль, а все остальная исчезнет. Пришлось Кабинету министров разрабатывать и утверждать специальные правила о качестве, гигиене и маркировке употребляемой в пищу добавки. В нем оговаривалось, что производители могут производить йодирование самостоятельно. Было установлено и допустимое содержание в соли данного элемента таблицы Менделеева. Так, ионов йода в продукте, идущем в розничную торговлю, должно быть от 0,002 до 0,005%. Утверждались и нормы присутствия примесей тяжелых металлов, а также требования к маркировке, транспортировке и хранению. По заявлению представителей нашей Продовольственно–ветеринарной службы, пока что претензий к качеству продукта, поставляемого из Украины и Белоруссии, у них нет.
Была серой, стала белой
На нынешней упаковке соли вы не встретите упоминания о том, какого сорта продукт — высшего (экстра), первого или второго — вы приобретаете. Не указывается и ее грануметрический состав (размеры кристалликов соли). Эти технические характеристики зависят от степени помола. Медики рекомендуют употреблять продукт более низких сортов, грубого помола. На упаковке так и указывается — "крупный". Он лучше всего подходит для засолки, к тому же в нем содержатся полезные примеси (минорные вещества), которые позитивно влияют на обмен веществ. И ориентиром здесь может стать сероватый цвет продукта. Ведь ослепительно–белый оттенок зачастую получается искусственно — при помощи отбеливания раствором соды. Именно поэтому, подсаливая кипящую воду, мы замечаем, что она вспенивается. Однако нигде на этикетке мы не встретим упоминания об этом технологическом процессе. И совершенно зря — рафинированный продукт хотя и имеет идеальный внешний вид, может способствовать образованию желчных камней. Поэтому врачи и рекомендуют употреблять серую нерафинированную соль. Но в том–то и проблема: найти подобный товар в латвийских магазинах практически невозможно.
О добавках
Поваренная соль является одним из немногих продуктов, имеющих неограниченный срок годности. Но он способен впитывать влагу, в результате чего образуются комья. Почему же у нынешнего товара подобных проблем нет? Все дело в наличии пищевой добавки Е535 (ферроцианид натрия). Она специально вводится с целью препятствовать комкованию и слеживанию продуктов. Слово "цианид" не случайно ассоциируется с известным ядом — цианистым калием. Это производное данного вещества. Оно токсично и способно накапливаться в организме. Одним из ранних признаков может стать ощущение холода в пальцах рук. В Евросоюзе использование добавки Е535 до сих пор разрешено, тогда как в России она находится под запретом.
Также надо с большой осторожностью употреблять и йодированную соль. Еще несколько лет назад повсеместно рекомендовалось насыщать соль подобным веществом, чтобы предупредить отставание в развитии и росте, защитить от заболеваний щитовидной железы и стать профилактической мерой в борьбе с преждевременным старением человеческого организма. Однако выяснилось, что бесконтрольное потребление новой добавки способно стать причиной инфаркта миокарда или инсульта. Поэтому йодированную соль можно употреблять только по предписанию врача, строго соблюдая суточную норму. Ее не стоит употреблять при домашнем консервировании продуктов. Иначе нарушатся процессы естественного брожения, и ваши соления могут разочаровать сорванными крышками, изменившимися вкусовыми качествами продукта (консервация может горчить) и внешними видом (продукты становятся мягкими и расползаются). Не рекомендуется добавлять йодированную соль и при приготовлении супов и других горячих блюд. В лучшем случае йодат кальция просто испарится, а в худшем — в готовящемся кушании начнут происходить не слишком полезные для организма химические реакции. И, наконец, гарантийный срок хранения поваренной соли с добавками йода составляет не больше 2–3 месяцев. Дальше вещество просто испаряется, и продукт, который относится к повышенной ценовой категории, переходит в разряд обычной пищевой добавки.
29 января 2015. №04