"На прошлой неделе в театре «Восточная граница» (Austrumu robeža) я посмотрела спектакль "Любовь Орлова. Дива. СССР". Не вдаваясь в театральную критику, скажу: отличный спектакль. Частично на латышском, частично на русском. Немного по-английски — в песнях в исполнении Раймонды Ваздики. В роли дивы советского кино Любови Орловой - русская актриса Карина Лучинина. Необычно пластичная, талантливая. В один момент в начале спектакля она произносит: «А вы вообще по-русски понимаете?» Понимаем, понимаем! - отвечают зрители. А Карина продолжает на латышском - с легким, едва заметным русским акцентом..." - пишет Элита Вейдемане в "Неаткариге".
Если захочешь, то поймёшь, и тогда не возникают никакие дополнительные вопросы. Ни у меня - по поводу того, почему спектакль на русском, ни у русских — по поводу того, почему история об Орловой повествуется на латышском. Мы понимаем друг друга. Потому что язык искусства универсален, а искусство неподкупно.
Однако как только оставляем искусство, начинаются чудеса. Двадцать шесть (!) лет спустя после восстановления независимости государства все еще дискутируют о роли латышского языка.
Некоторые слои общества и отдельные индивидуумы выступают против введения обучения на латышском языке в школах, которое бы устранило доминирующую сейчас сегрегацию образования. Недавно премьер-министр Марис Кучинскис вещал по ТВ, что «вопрос об образовании исключительно на государственном языке не следует форсировать».
Что означает - форсировать? Разве об этом мы начали говорить вчера? Мол, все время было хорошо, как вдруг - какие-то сумасшедшие националисты стали «вызывать напряжение в обществе»? Что же это за «общество», которое напряглось, «неожиданно» услышав об образовании на латышском? Подобные Линдерману экстремисты, которых хлебом не корми, дай снова организовать «школьные беспорядки»?
Но почему в Латвии должны быть школы, оплачиваемые государством или местными органами власти, в которых основное образование предоставляется на иностранном языке? Если есть группа людей, которые хотят, чтобы их дети получали образование на русском языке, пожалуйста, требуйте, чтобы единомышленники организовали частные школы с русским языком обучения.
Нацобъединение уже в 2010 году призывало постепенно переходить к обучению на госязыке во всех школах, начиная с первых классов. Однако, «Единство» эту идею отклонило. При входе Нацобъединения в правительство, в правительственную декларацию был вписан пункт о постепенном переходе на образование на госязыке к 2018 году. Именно Минобразования должно было разработать план этого перехода.
До сих пор никакого плана нет, зато есть внезапное пробуждение "Единства": в течение трех лет в средних школах могут общеобразовательные предметы можно было бы преподавать только на латышском. Такова задумка министра образования Карлиса Шадурскиса (Единство). Ну да, после года - парламентские выборы, и в подготовке к ним хоть одно предложение должно быть с национальной окраской...
Но разве не поздно, г-н Шадурскис? Время ушло, и это не относится только к прохождением в Сейм на выборах. Все это можно было сделать 26 лет назад. Сейчас, кажется, в столетие государства мы войдём с сегрегацией образования и расколотым обществом.
Любовь Орлова в спектакле задала вопрос латышам: «Господи, ну почему вы нас так не любите»? Латыши терпеливы, кроме того, они любят искусство и с радостью и благодарностью обнимут русскую актрису. Но такой вопрос, полный экзистенциального отчаяния, скорее всего, прозвучит из уст политиков - в следующем году и на латышском."