Шаповал исключила ранее звучавшие в обществе опасения, что СГД может контролировать тех, кто падает чеки, считать траты жителей и оценивать, соответствуют ли они доходами участников лотереи.
Полученные по итогам лотереи данные используют для анализа рисков предпринимателей. «Мы никак не будем действовать против жителей. Мы даже детям разрешаем участвовать в лотерее, потому что уже с младых ногтей надо понимать, что чеки надо брать, что у продавцов в магазине не должно быть вопроса, нужен ли чек».
В СГД уверены, что лотерея позволит обнаружить коммерсантов, которых нынешними методами не удавалось поймать на неуплате налогов.
«Литва была очень хорошим примером — во время лотереи они увидели вещи, которые даже представить не могли. Например, предприятие показало, что чек выбит тем и тем кассовым аппаратом, но на это предприятие такой кассовый аппарат не был зарегистрирован», — отметила Шаповал. Она указала, что, возможно, обнаружат ряд случаев неуплаты налогов.
Аналитики чековую лотерею называют идеей, которую вынашивали 10 лет, и наконец воплотили в жизнь. Однако она будет только небольшим оружием в борьбе с теневой экономикой, считает Арнис Саука, экономист и профессор Рижской высшей школы экономики.
«Это хорошая инициатива — одна из тех, которые могут стимулировать добросовестную уплату налогов. Но, конечно, это не панацея, чтобы решить все проблемы», — отметил Саука.
Он не думает, что государства, которые такую лотерею уже ввели, подсчитывали, на сколько процентов ВВП она сократила теневую экономику.
Янис Эндзиньш, глава Латвийской торгово-промышленной палаты, лотерею оценивает скептически. «Пока мы не справимся с главными причинами, которые значительно глубже, существенных улучшений в теневой экономике не увидим. Поэтому нет такой серебряной пули, чтобы одним выстрелом решить всю теневую экономику».
Он также признал, что лотерея принесет известные улучшения, однако результаты можно будет начать оценивать через год. С его точки зрения, многим предприятиям надо помочь развивать бизнес-модель и экспорт, чтобы налоги вообще можно было платить. Кроме того, надо будет жестче контролировать государственные и муниципальные траты, чтобы предприниматели не обижались, что налоги, заплаченные из их кровных денег, используют легкомысленно или корыстно.
«Если человек в какой-то момент обижается на государство, что какое-то государственное ведомство необоснованно штрафует, то начинает работать модель: если вы так со мной, то я против. Если эти вещи решить, то уровень теневой экономики существенно сократится», — считает Эндзиньш.
Если покупатели за приобретенные товары или услуги не просят чеки, то Службе госдоходов (СГД) требуется больше усилий для контроля предприятий. Участвуя в чековой лотерее, люди смогут помочь СГД уменьшить мошенничество, заявила в интервью Латвийскому телевидению глава ведомства Иева Яунземе.
Предполагается, что налоговые поступления благодаря лотерее возрастут на 3 млн евро в год.