По словам Яриновской, из изучаемых документов следует, что тогдашний государственный строй старался контролировать всех и вся, делая зависимыми и вынуждая соблюдать определенные правила.
«Это делалось под видом самодеятельности. Например, как попасть на слушания литераторов? Их учили, как правильно писать, помогали сдружиться с «правильными» литераторами. В случае успеха предлагались различные бонусы – в советское время это могли быть колготки, белье для жены или дочери… Даже картошку можно было заказывать через литературные кружки. Предлагали отдохнуть всей семьей в Дубулты. Кредиты давали, которые писатель никогда не мог отдать. Жилищный вопрос помогали решить. Поэтому, чтобы за тобой следили и контролировали, даже не нужно быть агентом», - говорит Яриновска.
Учитывая это обстоятельство, комиссия по изучению мешков КГБ сперва решила установить, что считать документами КГБ, чтобы отделить агентов от «правильных» граждан.
Как уже сообщалось, комиссия пр расследованию деятельности КГБ создана более года назад, но с тех пор не особенно продвинулась в своей работе – прежде всего потому, что до осени 2015-го ей не было выделено должного финансирования. Теперь же ее финансы (свыше 240 тыс. евро в год) администрирует Латвийский университет, появились и первые результаты.
Документы бывшего Комитета госбезопасности СССР будут публично доступны с конца мая 2018 года. Но уже сейчас ясно, что картотека агентов неполна, а потому не может служить доказательством либо опровержением сотрудничества какого-либо лица с правящим во второй половине ХХ в. советским режимом и причастности этого лица к репрессиям.