«Это очень много. Намного больше, чем кто-либо из экономистов ожидал в Латвии в начале года. [...] Три-четыре процента инфляции для экономики, которая довольно быстро растёт, — это нормально. Но 7,5 — это уже очень много», — так Мартиньш Аболиньш прокомментировал новые данные об изменении потребительких цен в Латвии: в ноябре их уровень по сравнению с тем же месяцем 2020-го вырос на 7,5%.
Экономист отметил, что подобной скорости мы не видели больше десяти лет — с 2008-2008 гг.
По его словам, примерно половина этого роста обусловлена стремительным подорожанием электричества, топлива на автозаправках, газа и др. Другой важный фактор — продукты питания: они тоже дорожают во всем мире. Также в последние месяцы стали дорожать различные услуги.
Однако, такой рост вряд ли может быть очень долгим, считает М. Аболиньш: по его мнению, пик инфляции придется на начало года, но в середине года уже стать полегче. Хотя бы потому, что то же подорожание электричества и газа в Европе обусловлено совпадением множества факторов — повышенной экономической активностью, климатом (в частности, из-за сравнительно безветренной погоды ветряки в Дании и других странах вырабатывали меньше энергии, чем обычно), политикой и др. Вряд ли такая их комбинация сохранится очень надолго.
Впрочем, признал собеседник, хотя все надеются, что с середины 2022-го рост цен замедлится, ситуация остается весьма неясной, «так что все прогнозы насчет второй половины следующего года надо воспринимать с долей осторожности».
Мартиньш Аболиньш также отметил, что хотя инфляция вроде бы одна на всех, на деле у разных потребителей ситуация разная. В частности, у разных предприятий — разные контракты с поставщиками электроэнергии, поэтому для кого-то цены на нее уже выросли, для кого-то — нет. И, в общем-то, если весной эта гонка завершится, большого ущерба экономике она не должна принести, но если затянется, инфляция может негативно повлиять на ее рост.
Что касается покупательной способности, то, признал экономист, данные о средней зарплате вроде бы говорят о ее опережающем росте (в третьем квартале — на 10% в годовом исчислении). Но на этот темп, очевидно, повлияло снижение занятости в тех отраслях сферы услуг, на которых ковид сказался тяжелее и где зарплаты исторически были сравнительно невысоки (например, в общественном питании и гостеприимстве).
«Если смотрим на отрасли, на которые ковид не повлиял (например, в промышленности, в ИТ-услугах), то там зарплаты растут на 6-7% в год. Сейчас инфляция — 7,5%, то есть изменения покупательной способности — нулевые. Но это средние показатели. Есть люди, у которых зарплаты не растут и их потребительская способность снижается», — отметил он.
Ранее Эдийс Шайцанс, заместитель госсекретаря Министерства экономики, отметил, что ни в Латвии, ни в других странах Европы никто не ждал такого роста цен на энергоресурсы, но в то же время эта неприятная ситуация показывает, что пора самым серьезным образом задуматься об энергоэффективности во всех сферах нашей жизни.
«Сейчас инфляция слишком высока, и она вызывает определенные опасения», — ранее признал в глава Банка Латвии Мартиньш Казакс.
В третьем квартале 2021 года средняя брутто-зарплата при полной занятости, по данным Центрального статистического управления, составила 1280 евро — среднемесячная заработная плата увеличилась на 121 евро или 10,4% по сравнению с аналогичным кварталом 2020 года. Среднемесячная зарплата после уплаты налогов — 940 евро. Она остается самой низкой в странах Балтии.