Суд в Северной Осетии, проходивший в ночь с 1 на 2 сентября, приговорил матерей Беслана к общественным работам и штрафам. Решение было вынесено в отношении пяти женщин, устроивших накануне протестную акцию во время панихиды по погибшим в ходе теракта 2004 года в бесланской школе N1, и еще одной, находившейся рядом с протестовавшими. Осужденные намерены оспорить приговор.
Светлану Маргиеву, Эллу Кесаеву и Эмилию Бзарову приговорили к общественным работам по 20 часов, поскольку заплатить штраф они не могут, пишет "Новая газета". Эмме Бетрозовой и Жанне Цириховой назначили штраф по 20 тысяч рублей - женщины не догадались попросить об альтернативном наказании.
Кроме того, к общественным работам приговорили Фатиму Цирихову, хотя в акции она не участвовала и лишь стояла рядом с Бетрозовой во время задержания. Ее осудили за то, что она "находилась в группе женщин" и "допускала высказывания".
Дела матерей Беслана рассматривались до трех часов ночи. Всего они провели под стражей 14,5 часов, включая время нахождения в ОВД и в суде.
Женщины рассчитывают оспорить решение суда, отмечает "Новая газета". Утром во вторник, 6 сентября, они отправятся на освидетельствование. Ранее газета сообщала, что при задержании многие получили травмы.
Протестная акция матерей состоялась накануне, 12 лет спустя после теракта в Беслане. В протесте участвовали: Элла Кесаева (ее дочь Зарина была в заложниках); Эмма Бетрозова (у нее погибли муж Руслан и сыновья - 16-летний Алан и 14-летний Аслан); Жанна Цирихова (была заложницей вместе с двумя дочерьми, восьмилетняя Елизавета Цирихова погибла); Светлана Маргиева (была заложницей вместе с дочерью Эльвирой, дочь погибла у нее на руках); Эмилия Бзарова (в школе находились двое сыновей, муж и свекровь, девятилетний Аслан Дзасаров погиб).
Акция сводилась к тому, что утром в четверг женщины пришли на панихиду по своим погибшим детям в бесланскую школу N1, сняли верхнюю одежду и остались в черных футболках, на которых белыми буквами было написано: "Путин - палач Беслана". Протестующие требовали расследования трагедии 12-летней давности, которое, по их мнению, затянулось. Женщины также отмечали, что во время освобождения школы, когда заложники находились внутри, специальные подразделения вели шквальный обстрел здания, в том числе из огнеметов и танков.
Как только на акцию протеста обратили внимание, сотрудники ФСБ и других силовых органов, занимавшихся охраной пришедших, оттеснили женщин в угол и закрыли спинами, чтобы надписи на футболках не увидели остальные. Затем протестующим дали выйти из школы и начали задерживать. Задержания, по словам участниц акции, проводились в очень грубой форме. В полиции заявили, что женщины были задержаны в соответствии с нормами закона.
Протестовавших обвинили по статьям 19.3 и 20.2 КоАП - формально это значит, что они не повиновались распоряжениям сотрудников полиции и провели свою акцию с нарушением норм закона. Позже Маргиева в знак протеста против действий полицейских объявила голодовку.
Вместе с матерями Беслана во время протестной акции были задержаны два журналиста - корреспондент "Новой газеты" Елена Костюченко и портала "Такие дела" Диана Хачатрян. Перед задержанием люди в штатском требовали от Костюченко прекратить съемку и пытались отобрать у нее камеру. В результате корреспондентов задержали и отвезли в ОВД. Спустя примерно два часа после задержания корреспондентов отпустили.