С Нового года вступают в силу скандальные поправки о лояльности, согласно которым педагоги, заподозренные в нелояльности, подлежат категорическому увольнению. Против этого ноу-хау министра образования Карлиса Шадурскиса с самого начала энергично выступали и русские и латышские учителя, но поправки утвердили в Сейме. Press.lv поинтересовался у директора 46-й рижской средней школы (в Вецмилгрависе) Бориса Алексеевича Антонова мнением педагогов - что думают, как готовятся встречать новые нормы...
-Мне трудно комментировать это нововведение, потому что мы о нем толком ничего не знаем, - пояснил Борис Алексеевич Антонов. - Вот сейчас будет меняться содержание учебных программ. Как это бывает обычно, когда готовятся новшества: собирают конференции, собрания, на которых до директоров и учителей доводят суть и смысл происходящего.
Но касательно поправок нет ничего подобного - мы информацию черпаем из прессы. Обсуждаем, конечно, в коллективе, но вопросов пока больше, чем ответов.
Как будет осуществляться проверка на лояльность? По каким критериям она будет оцениваться? Почему именно с педагогов решили начать - выходит, нам не доверяют больше всех, считают самой нелояльной частью общества?
По мнению директора, уже существующих законодательных актов вполне достаточно для того, чтоб оценить наличие лояльности или ее отсутствия у любого гражданина Латвии любой профессии, не только у педагога. Какой смысл в дополнительных нормах, причем довольно туманных?
- Я считаю, сегодня это далеко не самая большая проблема нашего общества - проверять на лояльность педагогов, - говорит директор школы.
- Мы в этом государстве живем, работаем, сеем доброе и светлое. Но любое недовольство может быть расценено как нелояльность. Конечно, учителя взволнованы. Чувствуется недоумение и опасение, тем более, что нет ни критериев лояльности, ни ее измерителей.
Люди волнуются, что в случае каких-то недоразумений, обвинение в нелояльности может стать инструментом расправы с неугодными. Бывает, родители чем-то недовольны - всех принимаем, разбираемся с вопросами, никто у нас не остается без внимания, любую проблему всегда можно решить сообща.
Обострять ситуацию не в наших интересах, нам и так сложно - мы ж на переднем плане борьбы за умы детей.
Получается, эти поправки можно использовать как способ борьбы с неудобными учителями. И с русскими и с латышскими - любая школа может пострадать.
Кроме того, учителям еще и обидно очень - мы самая лояльная часть общества, а тут такие подозрения - как гром среди ясного неба...
Елена СЛЮСАРЕВА