«Эту дату часто незаслуженно забывают. Порой единственное мероприятие, посвященное 21 августа – это наша очередная конференция, мы их организуем в последние годы вместе с Объединением юристов. В этом году конференция будет уже научной.
21 августа – это был последний пункт в нашем долгом пути к независимости. Можно утверждать, что для нашей страны этот путь был не особенно долгим: мы сравнительно быстро получили независимость по сравнению с другими странами. Можно перечислить по пунктам, каким был этот путь: вначале декларация о независимости 4 мая 1990 года, потом январские баррикадные дни – и, наконец, 21 августа, когда мы стали полностью независимым государством», – поясняет ученый.
В этот день Верховный совет Латвийской советской социалистической республики принял конституционный закон «О государственном статусе Латвийской Республики», который гласил, что дальнейшие переговоры с советскими органами власти и управления о восстановлении независимости Латвии больше невозможны, посему переходный период, декларированный с 4 мая 1990 года, следует считать оконченным, а Латвию – де-факто независимым государством, где в полной мере восстановлено действие Конституции (Сатверсме) от 1922 года.
Как вспоминает Ренар Заляйс, первой независимость Латвии признала Исландия – маленькая страна, с населением в разы меньшим, чем наше.
«Возможно небольшое государство лучше понимает другое небольшое государство, чем крупные густонаселенные страны», - резюмировал он.
Август навсегда останется для Латвии особым месяцем: в 1939-м, 23-го – подписание Германией и СССР рокового для страны пакта Молотова-Риббентропа, 21-го в 1991-м – реальное возвращение государственности, говорит Заляйс:
«Но 23-е число будут помнить и благодаря акции 1989 года «Балтийский путь». Тогда жители трех стран Балтии выстроились живой цепью, символизирующей их национальное самосознание и стремление к независимости».