Депутаты Сейма опасаются, что наряду с русскими школами в Латвии могут появиться арабские. Они считают, что это произойдет, если беженцев будет много и они станут национальным меньшинством, сообщил телеканал ТВ5.
Больше всего депутатов Сейма интересует интеграция беженцев. При этом слуг народа заносит в крайности. Одни прочат Латвии роль транзитной страны. Другие предупреждают о создании еще одного нацменьшинства.
«Не получится ли такая ситуация, что мы очень много говорим об этих вопросах, а по сути Латвия будет лишь промежуточным звеном: приехали, оформили документы, и все равно отправятся в ту же Германию или Швецию», - указал зампредседателя комиссии («Единство») Андрей Юдин.
«А вы смоделировали ситуацию, если у нас поток будет очень большим, а то у нас очень скоро образуется школа нацменьшинств с арабским языком обучения, где будут все эти приоритеты, что латышского языка будет только чуть-чуть, потому что это нацменьшинство», - добавил член комиссии («От сердца – Латвии») Арвидс Платперс.
[caption id="attachment_4502" align="alignleft" width="150"] Домбрава: нельзя, чтобы беженцы жили лучше латышей[/caption]Госсекретарь Министерства внутренних дел и глава специальной рабочей группы по беженцам постаралась депутатов успокоить. Мол, отбирать кандидатов будут тщательно, строго соблюдая утвержденные накануне правительством критерии.
«То есть это семьи с детьми, в которых хотя бы один взрослый знает какой-то из европейских языков. Люди, имеющие образование, удостоверяющие личность документы, и которым не требуется особый медицинский уход. То есть это люди, интеграция которых в латвийское общество может считаться желательной и успешной», - пояснила госсекретарь МВД Илзе Петерсоне-Годмане.
Иммигрантов также сразу в Муцениеках, еще до получения статуса беженца, намерены учить латышскому.
«Совершенно правильно. 3 месяца, 120 часов занятий вполне достаточно, чтобы люди начали разговаривать по-латышски. Я уже почитал, что это примерно 2 занятия по полтора часа в неделю. Это получается один академический год. Я сам в первый год учебы в медицинской академии тоже уже начал говорить по-латышски. Мог сказать все, что мне надо было», - рассказал член комиссии («Единство») Хосам Абу Мери.
Представители Национального объединения предлагают при помощи закона обязать детей беженцев учиться в латышских школах. Дело в том, что обычно иммигранты выбирают школы нацменьшинств, где у педагогов есть опыт билингвального обучения. Но, как пояснила глава рабочей группы, это было бы несправедливо по отношению к беженцам из таких стран как Украина и Белоруссия. Националисты не согласны.
«Сейчас нет риска с украинскими или белорусскими детьми. Больше всего беженцев будет именно с Ближнего востока. И если они, например, будут жить в Риге, а приоритетный бизнес-язык в Риге русский, то тогда логично, что они будут отправлять своих детей в русские школы», - указал член комиссии (VL-TB/LNNK) Ритварс Янсонс.
Есть у депутатов и возражения по поводу трат. По предварительным подсчетам, на прием беженцев придется потратить 16 миллионов евро, то есть по 30 тысяч на каждого.
«Эти цифры на самом желе ужасны! И надо рассказывать обществу о том, что на головы эти деньги делить нельзя. А то мы все время говорим о плане реэмиграции, что у нас денег нет и не будет. А на 30 тысяч евро можно решить проблемы очень многих уехавших из Латвии людей», - отметил член комиссии (СЗК) Ингмарс Лидака.
Окончательный план действий рабочая группа на утверждение правительства представит 20 октября. Первые конкретные мероприятия по подготовке к принятию беженцев Латвия могла бы начать предпринимать в конце октября, но на самом деле первая группа иммигрантов в 30 человек станет тестовой и на ее примере станет понятно, что в Латвии работает, а что – нет.