Истинный коллекционер пива из клуба Alus Fans смотрит совсем иначе на бутылку с божественным напитком, нежели мы с вами. Во-первых, можно коллекционировать сами бутылки -- пустые и даже полные. Во-вторых, пивные этикетки. В-третьих, крышечки. В-четвертых, все сопутствующее: картонные подставочки, кружки и бокалы, значки и эмблемы -- что угодно, где прослеживается «след пива». А вы не пробовали? Как знать, быть может, именно в этом смысл и цель вашей жизни?
Представитель сообщества коллекционеров атрибутики и любителей пива Alus Fans Янис Дишлерс коллекционирует пивную атрибутику с 12 лет: начал это делать задолго до того, как собственно хмельной напиток попробовал. Вначале были пивные этикетки, которых сейчас в его коллекции более 140 000. А примерно десять лет назад к ним прибавились еще и латвийские пивные кружки, которых теперь у Яниса более 450 -- самых разных, в том числе уникальных: например, раритетных времен Первой республики...
Кружки хороши даже без пива
БОльшую часть коллекции Янис представил на суд зрителям на выставке Riga Food на Кипсале, где также были и его друзья по клубу. В итоге их пивной стенд был чуть ли не самым популярным в зале, при том что попробовать там было нечего, а можно было разве что, любуясь пивными кружками, представлять, как в них пенится культовый латвийский напиток.
-- Знаете поговорку: «От свиньи не продается только хрюканье»? Так и у нас: «от пива» нельзя коллекционировать только его запах и вкус, -- говорит Янис Дишлерс. -- Мы в клубе коллекционируем все, связанное с пивом, любую атрибутику: этикетки, вставки, вкладыши, крышки, пустые и полные бутылки (если, конечно, для этого место в доме есть!), пустые и полные баночки, рекламную продукцию и прочее. Но при этом каждый человек в клубе, как правило, занимается чем-то своим. Например, я собираю латвийские кружки (стаканы, бокалы), а также этикетки...
Кружки Янис начал коллекционировать после того, как однажды отправился на пивзавод в Лиелварде, где ему обещали новые этикетки, а заодно получил в подарок еще и ящик кружек -- просто так. Янис привез домой кружки, поставил их на полку, присмотрелся повнимательнее -- и понял, что теперь будет коллекционировать и их. Его жена Байба -- отважная женщина! -- новое увлечение мужа только поддержала.
-- Коллекционер, когда он действительно состоялся, на все, что попало, не бросается, но выбирает обычно одно направление, -- говорит Янис. --Я решил коллекционировать кружки, но только латвийские. Если бы я со всей тщательностью опытного коллекционера стал собирать бокалы и кружки всего мира, тогда мне под это отдельный дом понадобился бы. Согласитесь, одно дело -- этикетка или крышечка, а другое -- кружечка. Последнее значительно больше места занимает.
Но и на «латвийском поле» есть где коллекционеру разбежаться. Вот посмотрите на этот маленький стаканчик. Он 1965 года -- и он единственный такой в Латвии. Сколько стоит? Сложно сказать. Этот стаканчик принадлежит моему коллеге. На стаканчике логотип завода Kimmel, который потом стал Riga, затем снова Kimmel, а в 2000-е он, увы, закрылся.
Да, сейчас можно сделать на любой кружке любой логотип самому. Многие фирмы таким занимаются, например, к разным корпоративам, юбилейным датам, но это будет уже не совсем то, что надо. Можно, конечно, собирать и такие пивные кружки -- с лого разных фирм, но это, думаю, будет нарушать сам дух коллекционирования. Совсем другое, когда тот или иной пивзавод сам выпускает серию кружек к тому или иному событию, к той или иной важной дате. Вот такие кружки, а особенно если их целая серия, ценны для коллекционера, -- говорит собеседник.
Этикетка родом из детства
Но пивные кружки да бокалы -- это, как говорится, дополнительное хобби Яниса, а основное -- этикетки. Он вообще коллекционер необычный. Ведь с чего, как правило, начинается коллекционирование пивной атрибутики? С пива, конечно! Но это не про Яниса. Он стал заниматься собирательством тогда, когда пиво еще и в глаза не видел, -- в 12 лет. Все началось с того, что посреди комнаты, где жила семья Яниса, стоял шкаф -- задней стенкой к его кровати. И Янис стал эту стенку обклеивать разными этикетками:
-- У меня есть самая первая в коллекции этикетка. Когда-то она была наклеена в левом верхнем углу шкафа, я еще на ней тогда, поскольку глупый был и не подозревал, чем все в итоге обернется, какие-то цифры написал. С тех пор прошло уже более 30 лет. И того шкафа уже давно нет, и той квартиры. И этикетка будто бы пропала... И вдруг я ее как-то раз увидел в каталоге другого коллекционера.
Эта была именно моя этикетка, с теми самыми цифрами. Как она попала в его коллекцию, уже и не понять. Спустя время я обратился к нему: можно ли этикетку приобрести? А коллекционер и отвечает: увы, только что ее продал. Жаль! Очень жаль! Но сколько же было радости, когда, выяснилось, что ее купила у того человека... жена Байба, чтобы сделать мне подарок на Рождество! Сейчас моя первая этикетка стоит в рамочке на рабочем столе -- и душу греет...
Дорогое дыхание Ливии
Янис к коллекционированию этикеток подходит особенно. Он, оказывается, не собирает этикетки тех стран, где выпускается много пива, как например, Германии, Китая, США. Зато есть разные страны Африки и Азии, Латинской Америки. Особенно ценит этикетки из тех стран, где крайне мало сортов пива. Такое коллекционирование, по словам Яниса, исключительно интересно.
К примеру, очень ценные этикетки из Монако, а также из Ливии: там даже пивзаводов уже нет и существует всего-то около 20 раритетных этикеток от разных брендов. Среди коллекционеров такая этикетка стоит, начиная с 50 евро за штучку, а порой доходит и до 300 евро, особенно если идет речь об итальянском периоде Ливии.
-- А если бы я собирал этикетки всего мира и относился к этому столь же тщательно, тогда их у меня должно было бы быть под миллион. Уже сейчас мои 140 000 этикеток -- это большой шкаф от пола до потолка. Этикетки строго систематизированы и лежат в специальных альбомах для коллекционеров, -- замечает собеседник.
Нередко коллекции пополняются сразу и помногу, например, когда кто-то вдруг перестает собирать этикетки и распродает все. Но часто приходится охотиться и за каждой этикеткой в отдельности -- скажем, когда где-то в далекой африканской или латиноамериканской стране выпускают новый сорт пива.
Особенно ценятся этикетки, которые не клеились на бутылки. Такие обычно берут прямо на заводах -- латвийских, или же заказывают из-за границы.
Для пополнения коллекции увлеченным людям важно дружить со всеми заводами родной страны, чтобы те давали и ненаклеенные этикетки, и «ненадеванные» пробки. Впрочем, далеко не все заводы жаждут давать это, поскольку их ведь надо коллекционеру хотя бы сотню-другую -- для последующего обмена. А заводы побаиваются: дадут мешок с теми же пробками, а человек их будет зажимать на бутылках с левым напитком -- и продавать.
Впрочем, Сообщество коллекционеров атрибутики и любителей пива прочно уже себя зарекомендовало, поэтому с организацией дружат все местные заводы. И коллекционеры иногда помогают тем же заводам, например, когда те делают у себя исторические экспозиции -- с этикетками или крышечками от напитков, ранее выпускавшихся на производстве. Тогда удается собрать этикетки даже с таких напитков в бутылках, о которых многие уже давно позабыли.
-- Хорошо, когда нам попадает в руки ненаклеенная этикетка, а то ведь часто приходится самим все с бутылок снимать. Повезло, недавно мы нашли какой-то химикат, при помощи которого можно аккуратно снять этикетку и никак не повредить ее. К слову, у каждого коллекционера дома по три-четыре ящика с бутылками, и люди много лет ждали, пока появится средство, чтобы можно было бы отклеить этикетку -- безболезненно для нее...
Хотя иногда в коллекциях бывают лишь фрагменты этикеток -- совсем уже старых, царского времени или улманисовского. Кстати, в улманисовское время в Латвии было много разных сортов пива, и заводов работало немало. И этикеток в то время тоже было много, хотя до наших дней их дошло крайне мало, -- замечает Янис Дишлерс.
Сесть на пробку
В этом же клубе Alus fans состоит и коллега Яниса -- Игорь Борщевский. Он коллекционер пробок, причем давно уже не прибалтийского уровня, но мирового. Он, собрав много лет назад 50 000 пробок, просто перестал их теперь считать. И сейчас только обменный фонд у него -- это 10 000 штук. Некоторые экземпляры его коллекции регулярно выставляются даже на международных аукционах, поскольку таких пробок на планете Земля -- единицы.
-- Коллекционеру интересно не то, что продается в магазинах, а то, что... не продается! -- говорит Игорь. -- Вот вы достаньте крышку от пива, например, столетней давности! Ну, или хотя бы полувековой от ограниченной партии пива, выпущенного в одной из провинций Германии, причем специально к какому-то празднику. Таких пробок в мире могут быть единицы, и цена, конечно, за них высокая: в лучшем случае -- сотни евро...
У Игоря есть крышка от пива Laaccpleesis, которое было выпущено около 20 лет назад ограниченной партией в 200 бутылок. Пробок от них в Латвии остались единицы, а в мире их и вовсе нет. Но еще дороже пробка от пива Aldaris, которая была на бутылке в 1937 году. Таких в мире штук пять осталось. И стоит одна на аукционе 1000 евро. Выходит, кстати, что «грамм пробки» стоит порой дороже грамма золота!
Да, по поводу пробок и этикеток, которые никогда не были на бутылках. Среди филателистов особенно ценны негашеные марки, которые не побывали на конвертах и без печати, среди нумизматов -- монетки прямо с завода, еще не ходившие по рукам, а в мире коллекционеров пивной атрибутики на большом счету пробки, которые еще не успели зажать на бутылках -- прямо с завода. А если уж коллекционер видит бесценную пробку на бутылке с каким-то неведомым досель напитком, то ни за что не воспользуется открывашкой. Рука не поднимется пробку помять! Бутылку мастер вскрывает или зажигалкой -- «по-народному», или аккуратно ложкой.
Игорь Борщевский начал коллекционировать пробки лет двадцать назад, причем не с какой-то там великой целью. Он любил дегустировать разные сорта пива, и, чтобы не запутаться, что пил, а что еще нет, он оставлял пробки, где изнутри делал соответствующие пометки: «пить» еще или «не пить». Но, наконец, он открыл для себя мир коллекционеров. Выходит, что пить для души полезно! Ведь в коллекционировании человек отдохновение находит, отвлекается от суеты окружающего и не всегда доброго мира...
Коллекционирование делает жизнь ярче
-- Пробки можно коллекционировать от разных напитков: от пива или от лимонадов, -- говорит Игорь. -- Далее: на каждой пробке печатается знак завода -- по таким признакам тоже коллекционируют. Пробки с одинаковым рисунком могут делать в разных странах. И на крышке изнутри может быть что-то напечатано, например, номера, фразы, рисунки, знаки той или иной акции. При коллекционировании важна определенная система. У меня одна из любимых тем -- женщины на пробках. Это большая редкость. Потом пробки занимают достойное место в специальных альбомах с крошечными кармашками. Нечто подобное выпускается и для филателистов, и для нумизматов.
В моей жизни даже Интернет появился благодаря коллекционированию пробок: чтобы участвовать в электронных международных аукционах (на e-bay, на разных российских или немецких порталах), чтобы общаться с единомышленниками, обмениваться. Общаться важно через специальные сайты, где, например, есть рейтинг каждого коллекционера, в том числе указывается его "честность". А то ведь как бывает: ты одному выслал пробки, которые он хотел, а он тебе желаемое -- нет, -- рассказывает Игорь.
Коллекции пополняются самыми разными путями. Часто самые ценные пробки находят в старых подвалах и на чердаках, где-то на хуторах или вовсе среди мусора. Обычные-то люди не задумываются, когда выносят с чердака запылившиеся, в паутине, бутылки к мусорнику, что пробки с них и этикетки могут стоить целое состояние.
Что же касается новых напитков с пробками, которых пока нет в Латвии, информацию об этом увлеченные люди собирают со всей страны (есть www.alusfans.lv). В клубе состоят люди со всей Латвии: они самым внимательным образом следят за новой продукцией в магазинах. И стоит где-либо появиться чему-то интересному, как тут же всех об этом информирует сообщество коллекционеров.
Жизнь коллекционера пивной атрибутики ярка. Он над пробками и этикетками не чахнет, но участвует в глобальном коллекционерском движении, на выставки ездит по всему миру, организует экскурсии для собратьев из других стран по пивзаводам у себя на родине. И этот яркий мир, так уж получается, вырастает из обычных на первый взгляд пробок. Поэтому, друзья, когда купите очередную бутылку с пивом, отнеситесь к ее пробке с уважением! А вдруг она спустя несколько лет будет стоить столько же, сколько ваш новый автомобиль...
Антон ГУСЕВ
Фото -- Владимир СТАРКОВ