Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Пт, 28. Ноября Завтра: Olita, Rita, Vita
Доступность

Будни латвийской курицы: что ест, где пасется?

classic-roast-chicken
Кура — самое популярное мясо в нашей стране, ее едят 90% жителей. Не знаю, проводился ли опрос по поводу вкусовых качеств латвийской куры, но из десяти знакомых, опрошенных вашим автором, никто не назвал ее вкусной. На второй день суп можно выливать, жареное филе превращается в резину. А уж когда готовят куру на сковороде — хоть из квартиры выбегай: запашок еще тот… Технологи крупных птицеводческих комплексов обычно говорят, что все на контроле, "корма сбалансированы", а кура везде одна. Да нет, разница существенная. Сравните вкус куры, купленной у фермера, и магазинной. В чем причина? Об этом рассказывает хозяин биологического хозяйства "Яуниевиняс" Улдис Рудзитис.

— Индустриальные комплексы и небольшие фермы — два разных направления птицеводства, — объясняет селянин. — На комбинатах кур очень интенсивно доводят до нужной кондиции, дают специфические корма. Уже через 36 дней птичка достигает нужного веса и идет на бойню. А у нас того же веса — 2 килограммов — кура достигает только через 4–6 месяцев. Почувствуйте разницу! На крупных птицефабриках уверяют, что не используют симуляторы роста. Не верю! Как их можно не использовать, если птица должна набрать нужный вес в считанные недели?!

Ох уж эта соя!

— Вы упомянули специфические корма. О чем конкретно речь?

— Например, о сое. Это самый дешевый корм. Крупным производителям выгодно: соя быстро стимулирует рост и дает результат. Не раз доводилось слышать и о том, что соя содержит генномодифицированные организмы (ГМО). К тому же в крупных комплексах птицы живут в помещениях, не видят солнца, воздуха. А в маленьких хозяйствах птица растет в естественных условиях: ходит по травке, питается естественным кормом — червячками, улитками, травой.

— Вы хотите сказать, что на небольших подворьях куры едят только то, что бог послал?

— Не надо ровнять все маленькие хозяйства под одну гребенку. Тетушки, продающие кур на рынках, тоже дают им комбинированные корма, в том числе сою. Но в любом случае их продукт лучше, чем тот, что из больших комплексов. Потому что их птицы росли в натуральных условиях, бегали по травке, видели солнце. А все это отражается на составе мяса птицы. Чем разнообразней состав корма, тем более широкий спектр аминокислот входит в мясо.

Помимо небольших подворий, где обычно выращивают кур для собственных нужд, в Латвии есть и биологические хозяйства. Мы тоже даем курам зерно, однако — никакой химии, сои. Только биологическое зерно, выращенное без минеральных удобрений и пестицидов. Кормим бобовыми. В Латвии для этого хватает возможностей: достаточно гороха, фасоли. Да и зачем везти издалека сою, если можно использовать то, что растет вокруг. Между прочим, бОльшую часть сои привозят из Аргентины. А еще в биологических хозяйствах запрещено давать в корм биостимуляторы, антибиотики…

куры

Контролеров больше, чем крестьян

— У нас многое на бумагах запрещено. А где гарантии, что в курах из небольших биологических хозяйств нет стимуляторов?

— Очень строгий контроль. Нас проверяет ПВС (Продовольственно–ветеринарная служба), инспекторы других ведомств. Если что не так — наказание будет суровым: на пять лет лишаемся права продавать продукцию. Только за одно несоответствие тому, что она не биологическая. А в обычном хозяйстве, если найдут, скажем, остатки антибиотиков, на месяц запретят продавать. Сравните риски у нас и у них. Кто же захочет связываться?

— Фермер из Голландии рассказывал, что не так давно там вспыхнул скандал: потребителей долгое время уверяли, будто они получают биологическую куру, но выяснилось, что это была продукция из огромного комплекса, в котором свыше 10 тысяч птиц… Каково максимальное количество кур, допустимое для биологического хозяйства?

— В нашем — 300. В целом для латвийских птицеводческих биохозяйств норма — 300–400 птиц. Но не все определяется количеством. Если в одном хозяйстве будет 300 кур, а в другом 1 000, нельзя сказать, что то, где их будет меньше, обязательно можно считать биологическим, а другое нет. Для этого существует жесткая сертификация. В год, чтобы пройти сертификацию, нужно еще заплатить под 300 евро. Для крестьян немаленькая сумма. Это помимо всех налогов. В Латвии, повторюсь, очень жесткий контроль за биохозяйствами.

— Не по этой ли причине их слишком мало, а продукция дорогая?

— Наши чиновники действительно по контролю обгоняют Западную Европу. Там биологических хозяйств больше, а контроля меньше. У нас все наоборот — контролирующих больше, чем самих хозяйств… Но причина не только в этом. Нужно учитывать и прошлое. В Западной Европе биологические хозяйства существуют десятилетия. У нас же птицеводческие фермы, которые были во времена колхозов, уничтожили. Сейчас они вновь появляются, объемы растут.

куры2

Смычка города и деревни

— А почему так мало продукции? В ПВС рассказали, что за год небольшие бойни дали в общей сложности несколько тысяч кур, а индустриальные комплексы — 15–17 миллионов. Может, нет спроса на биопродукцию?

— Есть. Подтверждение тому: кура из биохозяйств — дефицит. Часть продукции у нас сразу покупают рестораны, изредка что–то бывает в биологических магазинах. У латышей сейчас популярны так называемые прямые торговые кружки — горожане связываются с фермером и заказывают у него определенное количество продукции. А у этого горожанина еще двадцать знакомых. Вот такая смычка города и деревни…

А количество небольших птицеводческих хозяйств растет. Люди держат птицу для себя, детей, родных. Чтобы хотя бы они могли есть качественные яйца, куру.

— Но почему эти хозяйства не работают на рынок?

— Работают, но не все. Причина в том, что наше государство оказывает поддержку в агросекторе лишь двум направлениям — молочному и зерновому. Остальные выживайте как хотите. А к чему привело пересубсидирование молочной отрасли, особенно хорошо видно сейчас. Молока — завались, крестьяне не знают, что с ним делать…

А птицеводов выручают сами покупатели. Люди больше начинают думать о том, что едят, о своем здоровье. В Германии, например, состоятельные горожане в выходной едут не в супермаркет, а в крестьянское хозяйство — за свежей, качественной продукцией. И у нас психология начинает меняться…

— Сами вы пробовали индустриальную куру? Или только свою едите?

— Пробовал, чтобы было с чем сравнить. Конечно, есть можно. Но наше мясо более плотное. Кстати, латвийские индустриальные куры — это цветочки в сравнении с заморскими, из той же Аргентины. Потому что там куры еще больше напичканы стимуляторами роста. И такого контроля, как в ЕС, у них нет…

куры3

кстати

По признанию специалистов, генетически модифицированная соя присутствует в кормах многих крупных комплексов страны — птицефабрик, свиноферм, мясомолочных… На мировых рынках можно без проблем купить обычную фуражную сою, но стоит она дороже, чем генетически модифицированная. А это увеличивает расходы производителей и, соответственно, уменьшает прибыль.

Что же делать тем, кто не хочет употреблять мясо птицы, которую кормят ГМ–соей?

"Заводите знакомства с крестьянами, у которых небольшие хозяйства с курами, коровами и свиньями. Там точно не будет ГМ–дряни", — посоветовал один чиновник из Минземледелия.

Есть и другой выход: переезжать в провинцию и на своих "шести сотках" разводить кур. Некоторые люди преклонного возраста так и делают. Но что делать тем, кто не может уехать из города?..

Илья ДИМЕНШТЕЙН

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Сергей Володин: «Бокс — это про спокойствие…»

Современный мир похож на поединок: каждый день — новый раунд, каждое решение — движение вперед или шаг назад.

Современный мир похож на поединок: каждый день — новый раунд, каждое решение — движение вперед или шаг назад.

Читать
Загрузка

Ученые сделали огромный шаг к излечению диабета: пациентам вернули собственный инсулин

Учёные сообщили о серьёзном прорыве в лечении диабета первого типа: экспериментальная терапия Zimislecel помогла пациентам снова вырабатывать собственный инсулин. Это не окончательное излечение, но самый реальный шаг вперёд за десятилетия.

Учёные сообщили о серьёзном прорыве в лечении диабета первого типа: экспериментальная терапия Zimislecel помогла пациентам снова вырабатывать собственный инсулин. Это не окончательное излечение, но самый реальный шаг вперёд за десятилетия.

Читать

С пятницы запрещено находиться на льду всех рижских водоемов, включая море

С пятницы, 28 ноября, запрещено находиться на льду всех рижских водоемов и вод морского побережья, сообщили агентству ЛЕТА в отделе внешней коммуникации Рижской думы.

С пятницы, 28 ноября, запрещено находиться на льду всех рижских водоемов и вод морского побережья, сообщили агентству ЛЕТА в отделе внешней коммуникации Рижской думы.

Читать

На полной скорости: полиция опубликовала видео инцидента с утонувшей в Даугаве машиной

Рижская муниципальная полиция опубликовала видео с камеры наблюдения, на котором видно, как произошёл инцидент с утоплением машины вечером 27 ноября.

Рижская муниципальная полиция опубликовала видео с камеры наблюдения, на котором видно, как произошёл инцидент с утоплением машины вечером 27 ноября.

Читать

Неожиданный запрет: больница может не принять мать с грудным ребенком

У молодой мамы после кесарева сечения возникли осложнения, и её пришлось срочно везти в больницу, хотя дома оставался 19-дневный младенец. Женщина настаивала, чтобы взять малыша с собой, и в итоге ребёнка всё-таки доставили в приёмное отделение вместе с ней. Однако обследование матери началось только тогда, когда за младенцем приехал отец. Как признают медики, возможность пребывания мамы с новорождённым в стационаре — скорее исключение, чем обычная практика.

У молодой мамы после кесарева сечения возникли осложнения, и её пришлось срочно везти в больницу, хотя дома оставался 19-дневный младенец. Женщина настаивала, чтобы взять малыша с собой, и в итоге ребёнка всё-таки доставили в приёмное отделение вместе с ней. Однако обследование матери началось только тогда, когда за младенцем приехал отец. Как признают медики, возможность пребывания мамы с новорождённым в стационаре — скорее исключение, чем обычная практика.

Читать

Скандал со Сканстес: кто ответит за провал главного рижского проекта

Из-за серьёзных проблем с реализацией проекта ревитализации Сканстес мэр Риги Виестурс Клейнбергс намерен отстранить от должности директора Департамента развития города Рижской думы Илзе Пурмале, стало известно агентству LETA.

Из-за серьёзных проблем с реализацией проекта ревитализации Сканстес мэр Риги Виестурс Клейнбергс намерен отстранить от должности директора Департамента развития города Рижской думы Илзе Пурмале, стало известно агентству LETA.

Читать

Олигархи будут против! Откажемся от бизнеса ради безопасности: депутат Сейма

Латвийские политики и эксперты подчёркивают, что вопрос о железнодорожных путях и насыпях, соединяющих латвийские порты с Россией, является важным элементом национальной безопасности. Об этом в передаче TV24 «Ziņu top» говорит Артурс Бутанс, депутат Сейма (VL-TB/LNNK) и руководитель подкомиссии по экспорту и конкурентоспособности Бюджетно-финансовой (налоговой) комиссии.

Латвийские политики и эксперты подчёркивают, что вопрос о железнодорожных путях и насыпях, соединяющих латвийские порты с Россией, является важным элементом национальной безопасности. Об этом в передаче TV24 «Ziņu top» говорит Артурс Бутанс, депутат Сейма (VL-TB/LNNK) и руководитель подкомиссии по экспорту и конкурентоспособности Бюджетно-финансовой (налоговой) комиссии.

Читать