«Мы встали утром, а тетя не разговаривает. Полдня не разговаривает. Через пару дней она нам призналась, что или ракета, или что-то пролетало. Она говорит: “Я смотрю в окно — и ночью белый день такой... я думала, что это конец”», — рассказывает украинка Татьяна, сотрудница предприятия Kaija Seafood.
«В этот момент или ракета, или бог его знает, но все засветилось. Ночь — и на улице стало светло. Представляете, как это ужасно? И вот так мы решили: давайте что-то делать», — говорит Наталья.
Так Наталья с семьёй оказались у сестры в Риге. Здесь они сразу устроились работать на латвийском рыбоперерабатывающем предприятии Kaija.
«Нам дали общежитие. Дали все — и ложки, и тарелки, и покрывала, и пододеяльник. А что еще надо? Все очень прекрасно. Молодцы!» — делится Наталья.
После начала войны в Украине предприятие Kaija трудоустроило 12 беженцев. В целом же здесь сейчас работает 40 человек с Украины. Еще семь они готовы принять, но, говорят, эти вакансии заполнятся в течение ближайших двух дней. Кроме этого, у предприятия есть общежитие, где были размещены работники с детьми. Всего 30 человек. Однако, по словам руководителя, компании Андриса Бите, сейчас трудоустройство жителей Украины в Латвии тормозит бюрократия:
«Практика показывает, что с того момента, когда человек приезжает и идет в Дом конгрессов получить номерок, и до момента, когда он официально может работать, проходит 3-4 недели, что, с моей точки зрения, очень плохо. Многие из людей просто взяли сумку и уехали».
Согласно данным Министерства благосостояния, на текущий момент разрешение на работу в Латвии получили 11254 гражданских лица из Украины. При этом заявки в Государственную службу занятости подали чуть больше тысячи человек. Предложения компаний и пожелания работников по вакансиям почти совпадают.
Реально и официально на конец марта в Латвии с помощью Госагенства занятости трудоустроились 128 человек.
Кстати, многие беженцы не знают, что им полагается единовременное пособие при устройстве на работу в размере 500 евро.