Второй год в здании экономического факультета Латвийского университета работает бизнес-инкубатор. Получить помощь для старта в бизнесе могут не только студенты вуза. Чтобы получить грант, нужно победить в конкурсе бизнес-идей.
По словам исполнительного директора Фонда Латвийского университета Лайлы Кундзини-Звейниеце, на проект будет выделено 3 000 евро. Деньги можно будет потратить только на самое необходимое.
Идея создания бизнес-инкубатора, и Фонда бизнес-проектов принадлежит почётному доктору Латвийского университета, американскому миллионеру, выходцу из Латвии. Джон Медвецки родился в Резекне, и, став успешным предпринимателем в США, не забыл родину. Медвецки также почётный консул Латвии в Филадельфии.
К каждому пожертвованному в фонд доллару миллионер обещает добавить свой. На таком условии он готов отдать на реализацию студенческих бизнес-идей 100 тысяч долларов. Задача – привлечь и других меценатов. Ректор университета Марциньш Аузиньш уверен: они найдутся.
«Культура меценатства возрождается. В мире это одна из движущих сил. До Второй мировой войны университет получал очень много помощи от состоятельных людей», - сказал Латвийскому радио 4 Марциньш Аузиньш.
В Фонде бизнес-идей уже появились первые 8 тысяч долларов. Столько же вложит Медвецки. Идею создания фонда поддерживает и президент Латвии Андрис Берзиньш: «Сейчас возможностей намного больше. Мир открыт – есть такие, как Медвецки. Помощь для молодых важна, но с условием: нужно смотреть, как всё это развивается, тогда и будет результат».
По словам финансового эксперта Гиртса Рунгайниса, есть две модели меценатства – континентальная и англо-саксонская. Континентальная предполагает, что государство собирает налоги и должно поддерживать всю свою инфраструктуру. Англо-саксонская ориентирована на минимум налогов, чтобы человек зарабатывал сам, но при этом делился с другими.
«Есть пословица о том, что быть самым богатым на кладбище – стыдно. В англо-саксонской модели человек должен раздать своё состояние перед смертью», - сказал Гиртс Рунгайнис.
По словам эксперта, Латвия больше тяготеет к англо-саксонской модели: «Мы страна низких налогов. Пробелы приходится покрывать деньгами так называемых бизнес ангелов».
Рунгайнис напоминает, что денег в мире гораздо больше, чем людей, способных их заработать. И люди активные, энергичные, со свежими рациональными идеями деньги для их реализации находят.