Они ползут к нам тысячами! Только, в отличие от людей, мы их редко замечаем… "Инопланетяне среди нас" — так о своих любимых жуках говорит один из ведущих в Европе колеоптерологов, ректор Даугавпилсского университета Арвид Баршевский (на фото), именем которого в мире даже назвали четырех усатых красавцев–насекомых.
Недавно ученые Даугавпилсского университета нашли на Филиппинах уникальный подвид жуков семейства усачей — древогрыза Шварцера (Pseudodoliops elegans schwarzeri), которого колеоптерологи (от coleopteran — "жук") чуть не записали в вымершие, поскольку о нем почти сотню лет ничего не было слышно.
Древогрыз Шварцера.
— Мы много работаем не только в родной Латвии и в Европе, но изучаем жуков в тропических лесах, например Юго–Восточной Азии, в частности — на островах Индонезии и Филиппинского архипелага. На островах полно эндемиков — видов, встречающихся лишь там, - рассказывает Арвид. - Когда–то, в незапамятные времена, несколько жуков одного вида попали на остров — и там эволюционировали, изменились настолько, что впору говорить о чем–то совсем новом. Если жуки одного вида могли пропасть на Большой земле, скажем, из–за вырубки огромных площадей леса, изменения экологической ситуации, то на острове они сохранились.
На островах у нас есть свои люди, и они, уже зная, что интересует латвийских ученых, ловят "нужных" жуков, фотографируют их и отправляют информацию в далекую Латвию. Так многие ученые работают, ведь сами они не могут подолгу находиться в далеких регионах и ходить в большие экспедиции. А тамошние жители прекрасно знают, где и что может обитать… В итоге в год мы описываем в среднем 40 новых совершенно неизвестных науке видов жуков.
А древогрыза, доставленного с острова Минданао, из провинции Агусан–дель–Норте, почти 100 лет назад описал немецкий колеоптеролог Шульце, причем по одному экземпляру. Это значит, что ученый "имел на руках" только одного представителя вида (а не несколько, как обычно бывает, если ловят жуков на одной территории). Потом об этом жуке вообще не было информации. И его могла постичь участь быть вычеркнутым из каталогов как пропавшего с лица Земли!
Фармацевты с ноготок
Кто–то, услышав эту новость, скажет: ну нашли какого–то там жука — и тьфу на него, гадость какая–то. Однако если бы не жуки, то, например, у полицейских и военных были бы худшего качества бронежилеты, не появились бы отражатели и голограммы, отсутствовал бы целый спектр медикаментов.
Латгальский колеоптеролог продолжает:
— В науке активно развивается направление бионика. Мир жуков — словно другая планета, человеком слабо изученная. Но нам никто (кроме нас же самих!) не мешает многое перенять от "инопланетян".
Знаете, почему жуки так переливаются? Дело не в окраске (многие жуки, как правило, нейтрального цвета, без пигментов, хотя и кажутся нам, скажем, с металлическим отливом), а в особенностях строения тела. Жуки покрыты микроструктурами хитинового слоя, и когда на них падает свет и потом преломляется, насекомое переливается — от зеленого до красного или от бензинового цвета до цвета металлик. Тут вам и нанокристаллы, и разные мельчайшие ячейки таких форм, что ни один дизайнер сам не придумает. Между прочим, известные всем ячеистые светоотражатели человек перенял именно у жуков.
Есть такой вид — жук–карапузик. Если по карапузику проедет даже трактор, жук этого не почувствует! Опять же все дело в микроструктурах, из которых соткан панцирь карапузика. Так что принцип изготовления защитной одежды для людей опасных профессий можно перенять от жуков.
И если говорить о медицине, жуки нам всегда готовы помочь. Да, в народной медицине жуков всегда и по–разному использовали, но как именно — это строгой науке пока толком неизвестно. Пока нам понятно лишь то, что кровь и лимфа многих жуков содержит целый спектр веществ (в том числе и ядовитых), которые можно успешно использовать в медицине. В Риге сейчас открывают новые помещения Центра биофармацевтики: чтобы изучать, как именно можно использовать эти вещества в медицине или, скажем, в косметологии. Вы удивитесь, но, возможно, для косметических препаратов пригодятся и божья коровка, и колорадский жук…
— Но чтобы жуки помогли людям, люди не должны уничтожать их! — восклицает Арвид Баршевский. — И не стоит удивляться тому, что латвийские ученые борются за создание охраняемых территорий далеко за пределами родного края — в той же Юго–Восточной Азии. Тропические леса — общее богатство всего человечества.
Часто многие виды жуков в тех регионах пропадают еще до того, как… были открыты и изучены. В Азии совершенно немыслимыми темпами вырубаются леса, а там, где большие города, страдает вся экосистема — и многие жуки погибают.
К нам ползут беженцы
—Сейчас исследования особенно важны, поскольку в природе происходят огромные изменения из–за климата, — подчеркивает собеседник. — Климат меняется уверенно, и флора с фауной, что логично, тоже. Если люди становятся беженцами из–за войны в "горячих точках" или ради лучшего экономического положения, чтобы жилось комфортнее, то и в мире жуков примерно так же.
Жуки тоже бегут из "горячих точек" — в прямом смысле слова. Стало в каком–то южном регионе нестерпимо жарко и сухо — и насекомые перемещаются севернее: к нам бегут–ползут–летят. И ради лучшей жизни к нам перемещаются многие виды, поскольку тут им комфортней, тут богаче кормовая база. Не находите ничего общего с людьми?
Вот случай: к нам и в Эстонию переселился из южных стран фиолетовый усач–агафантия. Раньше такие виды поди еще найди в Латвии, а теперь — вот они! Но в природе все в комплексе. Когда тут появляются жуки с юга, вслед за ними переселяются оттуда и птицы, и животные.
И в природе, как и в мире людей, появляются новые особи — и коренное население не всегда им радо. А не радо оно, может, просто потому, что не знает, с кем столкнулось и как теперь всем жить вместе. И чтобы понять это, нужно тщательнее изучать природу! — убежден латгальский ученый…
А вот и он - усач-агапантия.