Арестованная в августе 2011-го Тимошенко вышла на свободу сразу после завершения госпереворота на Украине — 22 февраля 2014 года. Новая власть сделала все возможное, чтобы ее возвращение было красивым: показательное освобождение из тюрьмы, выступление на заполненном людьми Майдане, официальное закрытие всех ее уголовных дел в кратчайшие сроки. Отчасти это покровительство диктовалось тем, что бывшая премьер Украины на тот момент не была конкурентом и серьезным игроком: 2,5 года в заключении не прошли бесследно ни лично для нее, ни для партии «Батькивщина». Да и настроения украинцев были соответствующими — освободить, дескать, надо, но должности пусть занимают лидеры Майдана, а Тимошенко — политик старой формации и в постреволюционное время уже неактуальна.
Когда первая эйфория прошла, выяснилось, что некогда ключевые соратники «железной Юли» Арсений Яценюк и Александр Турчинов не намерены поддерживать с ней отношений и даже не отвечают на телефонные звонки. «Коммуникация полностью утрачена. Власть нас разделила», — заявила тогда в одном из интервью сама Тимошенко. Все более-менее авторитетные представители «Батькивщины» разбежались по вновь создаваемым «партиям Майдана». Преимущественно они уходили в «Народный фронт» Арсения Яценюка.
Тем не менее Тимошенко решила участвовать в досрочных президентских выборах в мае 2014 года — чтобы окончательно не сойти с политической сцены. Результат получился не самый лучший, но весомый: второе место с 12,81 процента голосов избирателей. Юлия Владимировна, заручившись на выборах поддержкой более чем 2,3 миллиона граждан страны, убедилась, что на пенсию еще рано и объявила о полном реформировании своей партии. После чего ушла в тень до парламентских выборов, намеченных на осень того же года.
На выборах в Раду у партии Тимошенко были две основные фишки: организация референдума о вступлении Украины в НАТО прямо в день выборов и включение в избирательный список первым номером Надежды Савченко, которая к тому времени уже была под арестом в России. Последнее обстоятельство, достаточно цинично рассчитанное опытным политиком (вне избирательной кампании Тимошенко никогда не демонстрировала к Савченко особого интереса), решило ситуацию в пользу «Батькивщины». Партия в результате набрала 5,68 процента (894 837 голосов) и, хоть и со скрипом, преодолела проходной барьер. Уже на местных выборы осенью 2015 года «Батькивщина» более чем вдвое улучшила свой результат и заняла второе место по Украине. Сейчас партия — это не только фракция в Верховной Раде, но и почти восемь тысяч депутатов в местных советах различных уровней.
Коалиционные интриги
Уже больше месяца на Украине продолжается острый политический кризис. Формальным началом выхода из него должно стать формирование в Раде новой коалиции. Старой уже нет ни де-факто, ни де-юре, но объявить новое правительство без наличия большинства нельзя по закону. Торги в самом разгаре, напряженные переговоры идут круглосуточно. В ночь на 29 марта появилась информация, что парламентские фракции «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт» и «Батькивщина» договорились о формировании новой коалиции. Была анонсирована дата учредительного собрания, но в назначенный день и час ничего не произошло, что, впрочем, типично для нынешней Украины. Лагеря Порошенко и Яценюка негодуют: еще недавно партия Тимошенко выдвигала пять условий присоединения к большинству, которые партнеры решили удовлетворить, а сейчас их уже 18. В том числе однозначно невыполнимые, например радикальное снижение коммунальных тарифов и переиндексация зарплат и пенсий.
Соли добавила и резкая, далеко не партнерская публичная критика, которую харизматичная Тимошенко обрушила на потенциальных соратников: «Мы не верим ни одному слову ни одного правительства, ни одному слову депутатских фракций, руководителей государства, потому что сколько раз нам говорили, что все будет сделано, а потом ничего не происходило. Поэтому мы поставили условие: сначала принимаются определенные законопроекты». А ведь казалось, что договоренности на мази. Во фракции «Блока Порошенко» на момент переговоров было 135 депутатов, в «Народном фронте» Яценюка — 81, а в «Батькивщине» — 19. Вместе это составляет 235 депутатов при необходимом минимуме для коалиции в 226 голосов — устойчивое большинство с запасом.
Однако, чтобы полностью понять перспективы такого объединения, надо вернуться на десять лет назад. Когда отгремела «оранжевая революция», новоиспеченный президент Украины Виктор Ющенко кропотливо делил власть и полномочия между премьер-министром Тимошенко и своим кумом, секретарем Совета по национальной безопасности и обороне Петром Порошенко. Последние без оглядки на ситуацию в стране немедленно начали ожесточенную войну на уничтожение друг друга. Ситуация более-менее стабилизировалась лишь после того, как Ющенко уволил обоих виновников конфликта.
С тех пор в украинской политике, пожалуй, нет более серьезных антагонистов, чем Тимошенко и Порошенко: каждый постоянно думает о том, как окончательно добить принципиального соперника. Можно не сомневаться, что и к бывшему соратнику Яценюку после «бойкота-2014» Тимошенко относится не лучше. В общем, как метко заметили украинские журналисты, «нет преград для уязвленной женщины». В свете этого вполне логичной кажется версия украинских СМИ, что Тимошенко приостановила присоединение «Батькивщины» к коалиции именно для того, чтобы Петр Порошенко, который с 29 марта по 2 апреля гостил в Вашингтоне, не смог заявить американским кураторам о выходе из политического кризиса.
Американский фактор
Впрочем, роль США в возвращении «железной Юли» на орбиту большой политики нельзя недооценивать. Без поддержки определенных кругов в Вашингтоне у Тимошенко не было бы шансов вернуться в политическую элиту. Понимая это, Тимошенко регулярно посещала Америку, по возможности без лишней шумихи. Первым на ситуацию обратил внимание депутат «Блока Порошенко» Сергей Лещенко. По его информации, первый «секретный» визит Тимошенко в США состоялся в июне 2015 года, причем обслуживала ее поездку лоббистская компания, на услуги которой она потратила в общей сложности более миллиона долларов.
Статусной эту поездку не назовешь: Тимошенко в своих встречах не вышла за уровень сенаторов, главным из которых стал Джон Маккейн. Однако начало было положено. Совсем другое дело — визит Тимошенко и ее соратников в США в феврале этого года. Здесь уже все было публично, и уровень собеседников изменился. Помимо Маккейна, Юлия Владимировна встретилась с главой комитета по иностранным делах палаты представителей Конгресса США Эдом Ройсом, сопредседателем группы поддержки Украины в Конгрессе США Мариси Каптур, а главное — с заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд.
Именно после этого визита Юлия Тимошенко радикально сменила имидж, а также организовала совместный политический проект с известным на Украине «агентом влияния» США, бывшим главой СБУ Валентином Наливайченко. Цели проекта были озвучены предельно откровенно: отставка правительства, досрочные парламентские выборы (в том случае, если не будет сформирован новый кабмин) и принятие новой Конституции, которая будет утверждаться на всеукраинском референдуме.
Итак, «бабушка украинской революции» вновь на вершине популярности. Однако каким образом воплотить рейтинги в конкретные полномочия? Для этого Тимошенко должна идти на войну с бывшими соратниками, причем на жестокую войну, в которой пленных не берут, и максимально дестабилизировать ситуацию. Главным образом она должна добиться хоть каких-нибудь досрочных выборов. В этом смысле нынешняя популярность Тимошенко — плохая новость для Украины, потому как конфликты с Порошенко, стремительно теряющим популярность и поддержку Запада, неизбежны. И кто бы ни победил в этой битве титанов, Украина в выигрыше точно не будет. Слишком высокую цену ей придется заплатить за сведение счетов заклятых друзей.