Даунсайзинг на практике
Потребитель привык, что молоко продается литровыми пакетами, в пачке сливочного масла должно быть 200 граммов продукта, а в плитке шоколада — 100 граммов. Но на прилавках все чаще встречается молоко в пакетах емкостью 0,9 литра, а стремительно подорожавшее сливочное масло может расфасовываться в 160-, 175- и 180-граммовые пачки.
Аналогичная ситуация и со сметаной, йогуртом, творогом, другими молочными продуктами. В остальных отраслях пищевой промышленности происходит то же самое. Шоколадные плитки теперь тоже не весят, как мы привыкли, ровно 100 граммов. Чаще всего вес плитки колеблется в промежутках от 80 до 90 граммов. Торты весом 1 кг уже практически не встречаются на витринах.
В уменьшенном варианте производится и продукция бытовой химии. Все эти приемы и именуются даунсайзингом. Под этим термином подразумевается уменьшение веса или объема продукта в упаковке без изменения цены.
Именно это и являлось предметом мониторинга, проводимого специалистами PTAC. Оценивались разные виды продукции: сметана, сливочное масло, творог, плавленый сыр, молоко, кефир, йогурт, чай, шоколадные изделия, рыбные изделия в пластиковой, стеклянной и жестяной упаковке. При сравнении различных видов одного и того же продукта, расфасованного в упаковки вроде бы одного веса или объема, нередко выяснялось, что они различаются.
К примеру, пачка кефира весом 800 граммов ничем не отличается от такой же (только другого производителя), но имеющей вес 1 кг. Как и пачка сливочного масла, которое может быть весом 160, 175, 180 или 200 граммов, а на вид пачки одинаковые. Часто различаются по весу и упаковки со сметаной. В результате оказывается, что продукт, который предлагается со скидкой, если сравнивать цену за килограмм, может стоить дороже, чем такой же продукт без скидки.
Но производитель формально ничего не нарушает. Он может заявлять любую цену на свой товар, а магазины — добавлять свою торговую наценку. У нас нет административно регулируемых цен, в том числе и на продукты питания.
Также производитель вправе выпускать продукт в упаковке любого веса или объема. Исключением с недавних пор являются крепкое пиво и прочий крепкий алкоголь в пластиковой таре, которая не должна превышать объем 0,5 литра.
Пищевики заявляют, что уменьшенная тара выпускается исключительно в интересах покупателя, чтобы облегчить вес покупок. Но они лукавят и просто спекулируют на привычках латвийцев, получая дополнительную прибыль. Ведь цена пакета молока объемом 0,9 литра зачастую остается такой же, как и привычного, литрового. Не стать жертвой даунсайзинга довольно просто.
Специалисты PTAC напоминают, что в странах Евросоюза, равно как и в Латвии, действует закон, обязывающий продавца указывать на ценнике вместе со стоимостью товара цену за литр/килограмм. Правда, шрифт ее уж больно мелкий, и разглядеть эту цену может только человек с хорошим зрением. Но всегда учитывайте ее, сравнивая однотипный товар от различных производителей. Это поможет и при покупке товаров со скидкой.
Любовь к жёлтым этикеткам
Жители Латвии привыкли прежде всего обращать внимание на товар, который украшают этикетки желтого или оранжевого цвета. На подсознательном уровне они ассоциируются со скидками, а значит, продаются по более низкой цене. Однако слова laba cena чаще всего являются обычным элементом декора и ни к чему торговца не обязывают.
К слову «акция» тоже нужно относиться настороженно. Иногда скидки действительно реальные, когда торговцы хотят распродать зимнюю одежду или обувь, чтобы освободить склады под весенне-летний товар. Но здесь также важно не поддаться соблазну привлекательных цифр процента скидок, а произвести небольшое маркетинговое исследование, сравнив цены на аналогичный товар в других магазинах. В век Интернета это сделать достаточно просто, ведь всегда можно прежнюю цену поднять и в качестве акционной указать ту, по которой товар продавался раньше.
«Извините, мы не успели поменять цены»
А вот этот способ обмана любят использовать в супермаркетах всех торговых сетей. Предположим, вы хотите купить пачку кофе в зернах. Среди нескольких образцов по 21, 18, 14 евро за кг вы находите ценник товара, где указана скидочная цена 8,99 евро. Вы с радостью берете упаковку, но на кассе вам пробивают пачку за 18 евро. Когда вы начинаете возмущаться, кассир разыгрывает настоящую сцену.
Она долго вздыхает, а затем посылает коллегу в торговый зал искать нужный стеллаж. После чего возможны два варианта: либо говорится, что вы взяли стоящую рядом на одной полке пачку и надо было тщательнее изучать ценник, либо утверждается, что работники магазина попросту не успели поменять цены, так как срок действия скидки закончился.
Далее следует монолог о низкой зарплате и тяжелых условиях труда работников. Хорошо, если вы совершаете покупку в маленьком супермаркете, где народу немного. А если в крупном торговом центре, да еще в час пик, когда позади выстроилась внушительная очередь нервных покупателей?
Все понятно: на стенде размещаются акционные товары с крупной надписью о скидке, а среди них кладут похожие товары без акции, например от другого производителя. В результате многие покупатели только у кассы обнаруживают, что на выбранный товар акция не распространяется.
Если продукт относительно дешевый, то его все равно покупают, в особенности когда вся тележка заставлена товаром.
Работники торговли утверждают, что таким нехитрым способом покрываются различные недостачи, чаще всего — убытки от воровства товара. Причем этим могут заниматься не только воры-покупатели, но и сами торговцы. Здесь можно только посоветовать внимательно изучать весь ценник, тем более что до распечатки кассового чека весь он отражается на экране монитора у кассы.
Внимательнее с наклейками
Соберите 20 марок, наклейте их на специальный буклетик и купите кастрюлю, нож или шуруповерт по более низкой цене. Подобные акции регулярно практикуют торговые сети. Одни группы товаров сменяют другие. В торговом зале выставляются образцы товара, а рядом указываются умопомрачительные скидки, доходящие до 80%. Обычно при покупке товара на 5 евро выдается одна марка. Можно подсчитать, что нужно закупиться на 100 евро, чтобы получить право приобрести фонарик или набор ножей. Но зачастую сверхнизкая цена оказывается мифом.
Некоторое время назад в одной крупной торговой сети предлагались шуруповерт и прочий строительный инструмент. Покупатель не поленился и сравнил обычные цены на эти инструменты в магазинах стройматериалов. И там их можно было приобрести по еще более низкой цене.
Правила организации акций в законодательстве напрямую не обговариваются. А доказать факт заведомого обмана покупателя трудно. Отсюда вывод: сохраняйте рассудок и не гоняйтесь за халявой, ведь торговцы не будут работать себе в убыток.
Александр ФЕДОТОВ