Западные санкции толкали Россию на восток, к единственному крупному игроку; как следствие условия сотрудничества с Китаем становились невыгодными России и выгодными Поднебесной. Россия играла роль злодея на мировой арене и отвлекала внимание от Китая. За участие в «ограничении России» Китай мог выторговывать себе компромиссы у Запада.
Интересно что начало агрессивного поведения России по отношению к Украине приблизительно совпадает по времени с осознанием руководством Китая формирующихся структурных проблем китайской экономики. С 2013 года у власти в стране Си Цзинпин – сторонник более жесткой внутренней политики и более амбициозной внешней. При этом скорость роста ВВП Китая, которая до 2012 года в среднем составляла 9% в год, после 2012 снижается – с 7% до 6%, а в последние 2 года это и вовсе 5% годовых.
Китаю срочно нужен был новый драйвер роста, особенно на фоне ужесточения экономических отношений с США. Новая энергетика вполне могла бы быть таким драйвером, поскольку Китай обладает огромными запасами редких металлов и производственными мощностями; но с одной стороны Россия тоже обладает такими запасами, с другой – в процессе, на ближайшие лет 10-15, существенно более важно для Китая обеспечить себе дешевые источники «старых» носителей энергии: рыночные цены на них тяжелы для китайской экономики.
В этом смысле Россия, отрезанная от мира санкциями, Россия – изгой, которой некуда продавать свои нефть, газ и уголь, кроме как в Китай, и потому она продает их почти за бесценок – идеальное решение китайской задачи. Более того – платить России можно продукцией собственного производства, продавая её по любой цене – если конечно другие страны не продают свою продукцию. Если Россия – изгой, то можно почти забесплатно скупить её промышленность (раз спроса нет) и мало того, что получать сырье дешево, так еще и прибыль от его добычи оставлять себе. Если Россия – изгой, то даже то, что Россия заработает, можно держать в юанях, то есть вообще не отдавать. Получив контроль над Россией, Китай становится монополистом в части сырья для новой энергетики. Россияне не смогут мешать заселению своей земли китайцами – под санкциями, в стране-изгое, они будут вымирать, освобождая место, а трудовые мигранты разъедутся из-за падения курса рубля и обнищания страны.
В реальности все эти процессы уже идут. Долгосрочные соглашения с Китаем о поставках нефти и газа невыгодны России; скупка активов, которые с 2014 года только дешевеют, идет; заселение страны китайцами идет; вымирание россиян – идет. Еще до ковида Китаю видимо было «достаточно» санкций за Крым и ДНР. Но возможно на фоне дальнейшего падения скорости роста ВВП Китая, проблем в ковид и жесткой позиции США по технологиям ЦК КПК показалось что процессы слишком слабые – надо увеличить зависимость России от Китая, сократить стоимость активов, ускорить вымирание. Как можно было добиться этого? Только заставив Россию сделать что-то совершенно ужасное и нелепое, от чего содрогнется мир. И Россия начала тотальную войну с Украиной.
Несложно убедиться, что Россия, последовательно мигрировавшая к Китаю от всего мира, тем не менее к полномасштабной войне и ответу Запада была совершенно не готова. Не были защищены резервы, наоборот внешний долг почему-то старательно минимизировался; не были локализованы тысячи относительно простых технологий, которые нечем заменить; не были защищены продажи нефти через переход в основном к продажам «третьим странам». Напрашивается вывод – решение о войне было принято не в Кремле и продиктовано Кремлю извне; очевидно с востока (Западу такая война совершенно не нужна – ему рост цен на нефть, газ и зерно совершенно не на руку).
Если придерживаться этой версии, то становится понятным, почему спустя 13 дней после начала войны, не смотря на захлебнувшееся наступление, не смотря на то, что по опросам отношение россиян к войне меняется быстро и не в лучшую для Кремля сторону, не смотря на рубль по 150 и угрозу развала множества производственных цепочек, не смотря на тысячи убитых со стороны России – Путин не предлагает Украине приемлемых условий и не объявляет о «победе», в попытке минимизировать ущерб. Китаю просто недостаточно введенных санкций. В России должны остаться только китайские товары; России должны запретить продавать сырье кому-либо кроме Китая; Россия должна пройти полномасштабный дефолт и падение цен на свои крупные бизнесы и производства до нуля; Запад должен «дойти» до серьезных переговоров с Китаем относительно того, какие преференции Поднебесная получит, если остановит Россию. Понятно так же, почему западные санкции активно бьют по российским олигархам и по среднему классу: Китаю не нужны ни текущие владельцы активов, ни прослойка населения, которая будет сопротивляться китайской тихой оккупации – пусть лучше они будут выдавлены за рубеж и/или потеряют все активы и бизнесы – китайцам в России надо будет чем-то прибыльным заниматься, местные конкуренты не нужны.
Если эта версия верна (а похоже, не правда ли?) то происходит страшная вещь: под предлогом «борьбы за независимость от Запада» Россию просто сдают Китаю с потрохами, предварительно максимально ослабив. Вернее, что Россию сдают Китаю – это факт; вопрос лишь в том, сознательно или по идиотизму. Может ли это значить, что руководство России, принимающее решения – завербовано? Исключить это нельзя.
Могло ли оно быть завербовано давно? Могло – китайцы мыслят десятилетиями, и даже веками.
А теперь вопрос – кто хочет поддерживать такую политику (не важно – по глупости или намеренную)? Может быть лучше опомниться и вернуться к балансу между Китаем и Западом?