От еврофондов до колхоза
На одном из крупнейших предприятий по производству шпрот на севере Курземе, в Мерсрагсе - Sabiedrība IMS – работали двести человек. Современное оборудование закупили на деньги еврофондов, оно обошлось более чем в три миллиона евро. Что-то приобрели уже после закрытия российского рынка.
Освоить новые рынки не удалось. В 2017-м предприятие Geton Energy, торгующее электроэнергией, потребовало признать фирму Sabiedrībai IMS неплатежеспособной.
Sabiedrībai IMS осталась должна несколько миллионов евро банку Rietumu, более 300 тысяч евро – государству. Чтобы удовлетворить требования кредиторов, администратор неплатежеспособности в феврале этого года продал с аукциона оборудование фирмы – холодильники и другие приборы. Оборудование за 1,2 миллиона купило предприятие Zītari LZ.
Спустя три месяца Zītari LZ перекупило оборудование другого обанкротившегося рыбоперерабатывающего предприятия Kuršu zeme за 280 тысяч евро. Эта фирма освоила еврофондов на 2,8 миллиона евро. Еще в 2017 году она закупила оборудования на полмиллиона.
Основная деятельность предприятия Zītari LZ связана с услугами питания – его столовые работают в Риге и Вентспилсе. Заниматься рыбопереработкой оно не планирует, а оборудование, купленное на аукционах, продает дальше в Россию.
"У меня появилась возможность, придумал новый бизнес. Я знаю, что происходит в рыбопереработке Латвии, сам занимался рыбой, у меня был корабль, поэтому я знаю их всех – просто торгуем.
Часть продаем на Украину, часть в Белоруссию, в Калининград. (Оборудование) IMS увезли в Калининград, часть, не все", - рассказал исполнительный директор Zītari LZ Юрис Зелтиньш.
В Калининграде оборудование закупило предприятие EnergoMehProm. Его глава Леонид Ходоско также является техническим директором рыболовецкого колхоза "За Родину". Этот колхоз уже покупал в Латвии рыболовецкое судно. В последние годы предприятие расширяет производство, чтобы в том числе заменить поставки шпрот из Латвии и выйти на европейский рынок.
Закономерный процесс
Президент Союза рыбопромышленников Дидзис Шмитс не видит проблемы в том, что латвийское оборудование уходит к конкурентам.
"Я думаю, это нормальный процесс. Это оборудование экспортируют и устанавливают латвийские компании, в том числе и в России. Что делать, если у предприятия больше нет рынка и это оборудование просто стоит – тогда его цена практически равна нулю, если только не находится место, где на такое оборудование есть спрос – и в данном случае это Россия", - заявил Шмитс.
В Службе поддержки села, которая надзирает за распределением еврофондов, тоже не видят проблемы в том, что оборудование продали в Россию.
"Закономерно, что это оборудование покупают другие – в этом случае это российские предприятия, что объясняется тем, что они сейчас развивают рыбопереработку, учитывая, что консервы – это их продукт, который они потребляют, а наши обрабатывающие предприятия до сих пор были образцовыми. Оборудование, которое они закупили, достаточно хорошее, чтобы теперь использовать на их предприятиях", - указал директор департамента рыбного хозяйства и господдержки Риналдс Вацерс.