Доктор философии Агита Мисане представила результаты исследования на дискуссионном форуме «Право на достойную смерть», организованном фондом «Hospiss LV».
Трехлетнее исследование RSU пришло к выводу, что смерть — это «семейное дело». Латыши считают «хорошей смертью» смерть без боли и страданий, смерть во сне, внезапную смерть, смерть дома. Также люди выразили желание умереть в присутствии своих родственников, а небольшое количество респондентов хотели бы сохранить контроль над тем, что происходит с ними. Смертью героя готовы умереть 2,5% мужчин, не имеющих семьи и нерелигиозных. Мало кто признался, что хотел бы умереть при исполнении служебных обязанностей, все больше людей предпочли бы умереть в счастливый момент жизни.
Мисане отметила, что на вопрос о том, какую помощь необходимо было бы получить умирающему и его родственникам, участники исследования четко выявили потребность в материальной помощи, а именно скидки на приобретение лекарств и средств гигиены, деньги на обезболивающие, на помощь врача, профессиональной сиделки.
Однако родственники также хотели бы получить психологическую помощь, отпуск или часы, предоставленные работодателем лицу, осуществляющему уход. «Это проблемы, которые необходимо решать», — сказал исследователь.
Хотя люди знают, как подготовиться к смерти, они этого не делают. Опрошенные жители Латвии выявили, что им не важно просить прощения у тех, с кем поступили несправедливо, обсуждать конфликты и недопонимания, расплачиваться за долги перед смертью.
В индивидуальных интервью участники исследования показали, что высоко ценят возможность быть вместе и разговаривать со своими близкими в последние часы своей жизни, отметила Мисане.
Врач, бывший президент Валдис Затлерс подчеркнул на форуме, что обязанность службы хосписа – дать человеку возможность насладиться последним этапом жизни, а не ждать смерти.
Делясь своим профессиональным и жизненным опытом, он обнаружил, что когда человек не соприкасается с жизнью, смерть наступает гораздо быстрее. На последнем этапе жизни самая ценная помощь – это разговор с человеком. «Я испытываю постоянную боль уже 12 лет. Теперь, когда я с вами разговариваю, у меня нет боли, потому что я с вами в контакте, но когда я сажусь в кресло, боль возвращается ", - пояснил Затлерс. Он признал, что никто посторонний не может оценить чужую боль и страдания. В больнице ему пришлось иметь дело с умирающим человеком, который отрицал, что ему больно.
По мнению Затлерса, жизнь — это тайна и не надо искать в ней рационального. Смерть находится рядом с человеком с момента рождения, и никто не знает, в какой момент она наступит. «Смерть — это не страдание. Смерть — это мгновение. Страдание — это целая жизнь», — объяснил доктор.
Он считает, что эвтаназия негуманна. Не всегда будет так, что человек, выразивший желание об эвтаназии в какой-то момент своей жизни, не изменит своего решения через некоторое время. Затлерс напомнил о пятой заповеди: «Не убий», подчеркнув, что и врач не убьет. Он убежден, что вопрос жизни и смерти не может быть решен правовой нормой, поскольку это гуманитарные вопросы. Врач признает, что эвтаназия — это эгоцентрическое поощрение родственников и врачей облегчить им жизнь, а не искренняя забота о больном близком человеке.
Доктор также поделился своими наблюдениями о том, что люди после 90 часто принимают осознанное решение умереть, перестать есть и умереть в течение недели. "Давайте будем радоваться каждому дню, давайте поможем нашим близким прожить последние дни, а не ждать смерти", - пожелал Затлерс.
Лига Кейша-Кирсе, врач отделения паллиативной помощи Рижской Восточной клинической университетской больницы, подтвердила предположение Затлерса о том, что самое главное в паллиативной помощи – это общение с больными людьми. Она призналась, что зачастую ни лечащий персонал, ни их родственники не знают, как разговаривать с тяжелобольными. Она также пояснила, что человеку, получающему паллиативную помощь, лучше не станет, но симптомы у него уменьшатся.
Как объявлено, второй год подряд врачи, специалисты отрасли и лидеры мнений, связанные со сферой хосписа, будут иметь возможность разъяснить общественности и политикам принципы и важность паллиативной помощи, проблемы в работе с умирающими пациентами и своих родственников, обсуждают бесполезное лечение и расширяют взгляд на смерть.
Илзе Зосуле, соучредитель Hospiss LV, утверждает, что недостаточно ввести хосписную службу, чтобы система хосписной помощи в Латвии соответствовала мировым стандартам и чтобы смерть не вызывала страха.