В интервью радио Baltkom поэт рассказал, что подтолкнуло его к сотрудничеству с чекистами и к публичному признанию.
"Впервые я признался, что являюсь агентом КГБ в 1992 году. Тогда я был членом социал-демократической рабочей партии и мой друг,а руководил партией поэт Улдис Берзиньшю. Там специально учредили комитет доверия, куда человек мог придти и рассказать - тогда партия становилась моральным защитником человека. Об этом никому, кроме партии не было известно - это своего рода люстрация, когда признаешься, но не публично, то есть общество ничего не знает. После этого я стал верующим человеком, перестал писать", - заявил он.
По словам Рокпелниса, в то время он страдал алкоголизмом и зачастую будучи в нетрезвом состоянии попадал на "разговор" с представителями комитета Госбезопасности.
"У меня были запои, ведь было страшно. Два или три раза меня привозили в Угловой дом для вытрезвления", - отметил поэт.
Сейчас же признаться публично в сотрудничестве с КГБ Рокпелниса, по его словам, заставили угрызения совести.
"Когда я признался сейчас, я думал, что моя жизнь рухнет. Это не было эмоциональным порывом, а духовным. Простому человеку это очень трудно понять, но очень хорошо понимают верующие христиане. Это когда тобой овладевает непреодолимая сила совести, которая сильнее инстинкта самосохранения. Я думал, что все меня осудят, в том числе мои читатели, что будет полный позор, полная катастрофа, ведь мне 72 года, моя жизнь разрушатся, но я должен признаться. В течение нескольких дней я обзванивал своих знакомых,друзей и спрашивал, что мне делать. Все были ошарашены. Я у всех спрашивал, способен ли я на плохой поступок, и все отвечали, что нет - это не свойственно твоему характеру. Мне посоветовали дать признательное интервью. Это ужас был, потому что меня допрашивали журналисты, в один день было три телеинтервью", - пояснил поэт.
Рокпелнис рассказал о психическом заболевании, которое также подтолкнуло его к сотрудничеству с КГБ.
"Я депрессивный поет. Уже с 13 лет я болен циклотимией - это психическое аффективное расстройство, когда испытываешь манию преследования. У меня был две мотивации - во-первых - разоблачить себя, а во-вторых обезопасить себя от КГБ. Это биполярный невроз, психоз. У меня был не рациональный страх, а иррациональный (неконтролируемый ) страх", - рассказал Рокпелнис.
Поэт Янис Рокпелнис в декабре 2017 года в интервью газете Neatkarīgā признался, что он сотрудничал с Комитетом государственной безопасности ЛССР (КГБ ЛССР). При этом он подчеркнул, что в то время испытывал абсолютную ненависть к чекистам и коммунистам.
Поэт пояснил, что о его сотрудничестве с КГБ не знал никто.
"У меня была жена, семья, никто не знал об этом. Иногда наблюдались очень странные мотивы, почему люди становились стукачами. Да, мы говорили про стукачей, не говорили в красивых эвфемизмах. Мне не нравится себя так называть, но я был стукачом", - рассказал он.
Рокпелнис указал, что на самом деле не знает, находится ли его карточка в мешках чекистов. Также, он хотел рассказать о сотрудничестве с КГБ сам, чтобы очистить свою совесть.