Он делится своими размышлениями и наблюдениями на эту тему:
"Да, мы дорого платим за эти уроки, но лучше учиться на такой буре, чем потерпеть поражение в гораздо худшей катастрофе или, не дай Бог, на войне. Поэтому можно сказать, что минувший шторм был похож на генеральную репетицию часа Х.
Первое слабое место – это оповещение. В СМИ были предупреждения о предстоящем шторме, но все ли пользуются средствами массовой информации, особенно интернетом? Очевидно, нет. Мобильная связь не использовалась для сообщения об опасности и информирования о необходимых действиях. В настоящее время многие говорят о необходимости наконец-то реализовать оповещение по сотовой связи, гарантирующее получение информации на основе точного местоположения абонентов. Это уже должно было работать. Но не работало.
Точно так же, как до сих пор не решен вопрос о возможности спасательных служб определять местонахождение человека по местоположению его мобильного телефона. Неужели государство не может законодательно предусмотреть, что операторы мобильной связи в кризисных ситуациях должны информировать пользователей мобильной связи об опасности и информировать спасательные службы, в каком секторе находится абонент того или иного номера? Я не верю, что это невозможно сделать.
Но это еще мелочи по сравнению с тем, что во время урагана многие люди остались не только без электричества, но и без мобильной связи! В частности, в понедельник была нарушена инфраструктура операторов мобильной связи в Риге, Елгаве, Добеле и Тукумсе и окрестностях. Как такое может быть? Как же так, что «вышки» не обеспечены аварийным питанием и каналами передачи сигнала? В таком случае, насколько мы можем быть в безопасности, когда начнется война, заранее предсказывая, что уничтожение коммуникаций будет одной из первых целей?!
Далее в интернете появилось множество сообщений, что во время грозы долгое время не удавалось дозвониться по номеру 112. Понятно, что многие люди пытались одновременно сообщить об ущербе, возможно, многие люди одновременно звонили по поводу одного и того же дерева, упавшего через дорогу, поэтому пропускная способность колл-центра была недостаточной, но она не может оставаться такой.
Это не простой номер – он должен быть доступен даже в самый серьезный кризис. Должна быть возможность автоматического подключения ресурсов других колл-центров в кризисной ситуации для приема всех звонков! Очень надеюсь, что об этом не только думают, но и уже найдены решения. Зная международную ситуацию, обмануть не получится.
За день до урагана Рижское самоуправление призвало рижан работать из дома или, если им все же придется идти на работу, пользоваться общественным транспортом вместо личного. Многие подчинились этому и… ничего не добились. Потому что несколько трамвайных и железнодорожных линий были парализованы из-за упавших деревьев. Даже автобусные маршруты были изменены. Поверите ли вы таким предупреждениям в другой раз?
У страховщиков вообще серьезный провал. У всех складывается впечатление, что покупка полисов — это ненужная трата денег, потому что, когда вам действительно нужна компенсация, кто-то находит в составленных юристами договорах положения о том, что они не подлежат выплате. Можно сказать, что вся страховая отрасль еще долго будет страдать из-за формальных отказов в выплате компенсаций. Многие миллионы придется вложить в рекламные кампании, чтобы восстановить доверие к страхованию как таковому. Нам высокомерно говорят: читайте договоры, оспаривайте их у омбудсмена или в суде. Хорошо, что не призывают сначала изучать право, чтобы обычный человек мог понять нормы, которые не написаны простым языком. Очень жаль, что такое отношение к клиентам!
А тут еще бюрократия с вырубкой поваленных деревьев! Не пилите, пока это не будет согласовано с муниципалитетом. Как заявил в эти дни по радио журналист, доктор географических наук Юрис Пайдерс, в нашей стране дерево стало ценнее человека...
Но даже если дерево срубить по правилам, на этом все не заканчивается. Огромные кучи ветвей по обочинам улиц указывают на следующую проблему. Их нельзя выкинуть в мусорник и в городе запрещено разжигать костры. Да, самоуправления заявляют, что их можно доставить в конкретные места — в Риге их два, — но это не история про осенние листья, которые можно отвезти в мешках. Чтобы отвезти на точку сбора снесенные ветром ветки и листья на автомобиле с прицепом приходится ездить туда-сюда почти целый день! Действительно ли такие перевозки экологически безопасны? А во сколько обходится жителям, уже потерпевшим убытки, восстановление заборов и построек, поврежденных упавшими деревьями? Не могли бы организовать переработку древесины, чтобы перемолоть ветки в щепу непосредственно рядом с наиболее пострадавшими районами?
И ещё. Уже упомянутый Юрис Пайдерс высказал еще один важный тезис: в свое время по всей стране был объявлен выходной день из-за бронзовой медали в хоккее. Теперь из-за шторма (вопрос безопасности!) и его последствий никто даже не заикнулся, чтобы принять решение о выходном дне. Это называется ответственной политикой?"