Как сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, в письме российскому президенту Эрдоган написал, что он сожалеет о случившемся, считает Россию другом и партнером и хочет улучшить отношения.
Директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии тюрколог Владимир Аватков считает, что в послании турецкого президента Реджепа Эрдогана не было слова «извините». «Даже в секретариате Эрдогана вышло спецзаявление, что Эрдоган сказал kusura bakmasınlar, по-русски — «не взыщите». Это не совсем извинения», — заявил он «Известиям».
Эксперт отметил, что Эрдоган, выступая сегодня в парламенте, заявил, что, столкнувшись с фактом «нарушения границы», поступил бы так же, имея в виду сбитый турецкими ВВС в ноябре прошлого года российский бомбардировщик.
Аватков называет это очередной спекуляцией Анкары. По его мнению, Турция «всё время пытается манипулировать» и «вернуться к предыдущему статусу, совершенно ничего не делая». Российский эксперт настаивает, что «Турция на протяжении всего времени после сбитого самолета пытается манипулировать информационно, используя все возможные способы».
Так неужели после долгой конфронтации между Россией и Турцией Эрдоган вновь ищет партнерства? - задаются вопросом обозреватели Bild Юлиан Рёпке и Дирк Хемпель.
Бывший натовский генерал и генеральный инспектор Бундесвера Харальд Куйят утверждает, что "Турция ищет для себя новых друзей, поскольку отношения с Европой сейчас очень осложнились". "Однако все не так просто, поскольку интересы Путина и Эрдогана противоречат друг другу: оба хотят подчеркнуть свои амбиции при помощи Сирии и других горячих точек в регионе", - продолжил он.
Эксперт британской консалтинговой фирмы по оценке политических рисков Verisk Maplecroft Энтони Скиннер также считает, что "Турция изолировалась и рассорилась со многими бывшими союзниками в регионе", и "теперь ей необходимо больше друзей", передает издание.
Как бы то ни было, теперь Турция "может надеяться на возвращение туристического потока из России, прекратившегося после соответствующего запрета российских властей. Также может быть отменено экономическое эмбарго на турецкие продукты питания".
"Есть повод радоваться и для Путина, - полагают Рёпке и Хемпель: - теперь российские самолеты не будут сбивать за пять секунд нахождения в воздушном пространстве Турции, что, кстати, может укрепить желание России вновь вторгнуться в него, причем на более длительное время - для тестирования внешних границ НАТО".
Тем более, как удалось узнать Bild от израильских источников, имеющих отношение к армии и спецслужбам, "между Россией и государствами - соседями Сирии есть соглашения о том, что при нарушении их воздушных пространств российские самолеты сбивать нельзя".
Вчера стало известно о готовности Турции наладить отношения сразу с двумя странами. Сначала Анкара сообщила, что сожалеет об инциденте со сбитым российским самолетом, открыв путь к восстановлению отношений с Москвой.
К вечеру того же дня было объявлено о заключении соглашения с Израилем о нормализации отношений, прерванных в 2010 году из-за захвата израильскими военными турецкого судна "Мави Мармара", пытавшегося прорвать морскую блокаду сектора Газа.