В условиях санкций против России, когда экономические отношения с этой страной прекращаются, многие латвийские отрасли могут столкнуться с нехваткой сырья – в частности, металла. По различным оценкам, импорт металла из России в Латвию составлял около 50%.
Гинтс Микелсонс отметил, что теперь эта ситуация будет меняться и будут налажены другие каналы импорта.
«В данный момент на столе в министерствах экономики и финансов находится предложение от турецких инвесторов, которые готовы за шесть месяцев поднять и запустить производство на «Лиепайском металлурге»», - рассказал Гинтс Микелсонс.
Он отметил, что в настоящий момент до 90% металлического лома, собираемого в Латвии, экспортируется в Турцию, но сейчас есть предложение восстановить металлургический завод. «Но нужно смотреть в будущее. И мы очень надеемся, что государство рассмотрит предложение с точки зрения всех отраслей и примет решение», - заявил Микелсонс.
Ранее руководство Специальной экономической зоны Лиепаи заявляло, что оно не заинтересовано в очередном запуске завода, поскольку на место «металлурга» пришли новые – и более экологичные – предприятия. И сейчас СЭЗ держит курс на «зеленое» развитие этих территорий.
Микелсонс отметил, что турецкая сторона не будет использовать угольную печь, как это делалось прежде, а установит электрооборудование – более современное и дружественное к окружающей среде. «Думаю, Латвия будет не единственной страной, у которой будет такая фабрика. Вопрос, как все правильно организовать и какие использовать «зеленые» решения. Уверен, тут можно прийти к компромиссу», - считает Микелсонс.
В целесообразности повторного запуска «металлурга» сомневается финансист Гиртс Рунгайнис. «Я против его восстановления. Город расцвел, развился вместо предприятия, которое душило его старыми технологиями. Сейчас туда [на место «металлурга»] пришло много других предприятий, происходит развитие другого уровня», - считает финансист.
Впрочем, отметил Гиртс Рунгайнис, вопрос заключается и чисто в экономической логике – насколько это выгодно: «Мы находимся близко к потенциальной линии фронта. (..) Исходя из этого нужно понимать, есть ли экономическое обоснование такого проекта. И вопрос: где мы возьмем электроэнергию для его работы, сколько это будет стоить и сможем ли мы отправлять туда металлолом в качестве сырья?».
Рунгайнис отметил, что собираемый в Латвии лом «уходит в Турцию и другие места по всему миру», в то время как «Лиепайский металлург» покупал менее качественный лом, поскольку «другого не мог себе позволить».
«Чтобы «металлург» заработал, много денег не нужно. Вопрос, где взять электроэнергию и лом», - заявил Рунгайнис.
«Лиепайский металлург» — единственное в Балтии металлургическое предприятие, ныне неработающее. В 2013-м году из-за мирового кризиса на рынке у него возникли финансовые проблемы. В результате завод стал неплатёжеспособным.
Не смогла восстановить его работу и украинская компания — KVV Grupp. При ней завод тоже обанкротился. В 2014 году неплатежеспособный завод AS Liepājas metalurgs купила украинская KVV Group, однако созданный ею KVV Liepājas metalurgs через два года также оказался неплатежеспособным. В 2018 году кредиторы пришли к выводу, что продать завод целиком не удастся, и начались аукционы про распродаже его активов.
Недвижимость Liepājas metalurgs, производственные мощности и оборудование были в итоге выставлены на торги по частям. Как заявил весной 2018-го руководитель аналитического центра Certus, бывший министр экономики Вячеслав Домбровский, администратором неплатежеспособности, возможно, было выгоднее распродать предприятие KVV Liepājas metalurgs (LM) по частям, вместо того, чтобы продать завод целиком британской компании British Steel и тем самым сохранить его.