Мара сама родом из Мадоны, но когда дочка с зятем года два назад уехали на заработки в Ирландию, перебралась в деревню под Лудзой. Там у ее сестры дом и небольшое хозяйство. Вместе легче будет пережить нелегкие времена. Но, как оказалось, времена легче не становятся:
«Оставила квартиру в Мадоне только для того, чтобы внучка окрепла на свежем воздухе в деревне. У нее что-то с легкими, она вообще слабенькая – каждый год болеет простудой, а кашляет даже летом...»
Дочь Сандра родила рано, еще и 19 не исполнилось. С отцом девочки не расписались: сейчас, говорят, это не важно. Внучка Синтия с первых дней больше находилась у бабушки. Сандра то искала работу, то нового мужа. Когда малышка болела, больничный брала бабушка, а не мама. В результате в магазине, где работала Мара, попросили определиться: или она бабушка, или продавец-кассир? Людей и так нет, заменить некому, но работник все равно нужен, будем приглашать со стороны. Так сказали в магазине - и Мара осталась с пособием по безработице и болезненной внучкой.
Потом Сандра привела молодого человека – из Вилян, как она сказала, и сообщила, что они едут в Ирландию: у ее нового бойфренда там работают оба брата...
Прощай, мама?
«Они уехали. Я просила Сандру оставить доверенность, потому что иногда даже в детской поликлинике спрашивают: где мама? Но она сказала, что уезжает ненадолго – только осмотреться, а если все будет хорошо, то вернется и заберет Синтию, - написала Мара. - Там на детей хорошее пособие...»
Но, видно, и пособие не нужно молодой женщине, оказавшейся в благополучной стране, да еще не обремененной родительскими обязанностями. А вот бабушке Маре хоть какое-то пособие не помешало бы.
Прожив полгода, пока было пособие по безработице и какие-то сбережения, Мара поняла: надо что-то делать. Дочь звонила раз в два-три месяца, часто меняла номер телефона – так что мать часто найти ее просто не могла. Пару раз даже приходили какие-то люди и приносили по 200-300 евро - говорили, что от дочери. Это был праздник.
Но потом связь практически пропала. Дочь звонила буквально на два слова и все обещала забрать дочку. А Мара уже боялась отдавать девочку. В незнакомую страну, легкомысленной и ненадежной матери? Нет!
Бабушка уехала с внучкой в другой край, к сестре, чтобы дочь ее не нашла. Но вот беда: фактически прав на девочку она не имеет. Разве что в деревне ее сестра всех знает, и проблем с медицинской помощью, с полицией не возникает.
Но через два года девочке надо идти в школу, да и сейчас хорошо бы походить на подготовку – она почти не общается со сверстниками. Бабушка научила счету, показала буквы – латышские и русские: вокруг живут и латышские, и русские семьи, всех надо уважать. Но вот материально очень трудно. Бабушка не получает никакой помощи на ребенка – ни от государства, ни от самоуправления. В волостной управе понимают, как ей трудно, но говорят, что помочь не могут: она хоть и бабушка, но не опекун по закону...
Надо действовать
Читательница сказала, что соседка, которая выписывает «ВЕСТИ», посоветовала обратиться в газету: может быть, там подскажут что-то.
В данном случае проблема Мары в том, чтобы узаконить опекунство над внучкой. По своему легкомыслию дочь Сандра до сих пор не удосужилась оформить доверенность на бабушку. Хотя это можно сделать и заочно, из той же Ирландии, если ей так тяжело приехать навестить дочь.
Юрист Ирина САВЕЛЬЕВА сообщила, что бабушка, оформив права на опекунство, могла бы получать довольно хорошую помощь от государства: семейное пособие, которое сейчас увеличилось, плату за опекунство, кризисные бонусы, необлагаемый налоговый минимум на иждивенца, поддержку местного самоуправления и алименты. Также она может декларировать годовые доходы, в том числе прикладывая чеки за лечение и внешкольное образование внучки, и получать переплаченный налог.
- Но для этого надо решиться пойти в сиротский суд и ходатайствовать о передаче ей прав на опекунство, - советует юрист. - Это не так страшно. Бабушка не навредит дочери. Возможно, та поспешит оформить доверенность на свою маму на воспитание ребенка, и все образуется к всеобщему согласию. Если же дочь будет настаивать на передаче ей ребенка за границу, то тут придется повоевать. Но у бабушки хорошие шансы: она живет в Латвии, последние два года воспитывает и обеспечивает ребенка, что подтвердят, наверное, соседи...
В такой ситуации немало латвийских бабушек, которые на свои небольшие зарплаты или пенсии поднимают внуков, пока родители в чужих странах гоняются за счастьем и длинным евро...
Татьяна АНДРИАНОВА.