Полиция и местные органы защиты прав детей сочли объяснения недостаточными и до завершения расследования с согласия родителей передали всех четырех детей на попечение бабушки и дедушки, также проживающих в Великобритании.
Спустя несколько дней дети не пришли в школу. Выяснилось, что родители вместе с детьми покинули пределы округа Блэкбурн и Дарвен.
Суд также выяснил, что родители связывались с посольством Латвии, которое вступило в контакт с местными властями. О результатах этого взаимодействия ничего неизвестно. По данным суда, все шестеро латвийских граждан уехали "в Ирландию, чтобы избежать рассмотрения дела" в английском суде. Из Дублина, по сведениям суда, семья собиралась вылететь в Латвию.
Суд запрещает родителям вывозить детей из Ирландии куда бы то ни было, кроме как обратно в Англию. В противном случае им грозит "штраф, тюремное заключение или и то, и другое". А Великобритания "является единственным местом, обладающим юрисдикцией, [необходимой] для рассмотрения вопроса безопасности" детей.
Законодательство ЕС действительно устанавливает в данном случае исключительную юрисдикцию Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, пояснил Rus.lsm.lv специализирующийся на европейском праве высококвалифицированный юрист. Судья ссылается на эту юрисдикцию именно потому, что местом жительства семьи с 2011 года является Великобритания. Даже если семья уже физически находится в Латвии, европейские нормы устанавливают, что местом судебного разбирательства является место жительства, т.е. Англия.
Английские власти действительно могут потребовать от Латвии передачи им детей во исполнение решения суда.
Впрочем, основание не исполнить это решение, возможно, будет — если окажется, что латвийское консульство не было поставлено в известность в строгом соответствии с процедурой, установленной Венской конвенцией, чего, вероятно, не произошло, пояснил Rus.lsm.lv юрист.
Проблема изъятия детей из семей латвийских граждан в Великобритании актуализировалась в результате дела Лайлы Брице, которая прошла за несколько лет все британские судебные инстанции, но не смогла вернуть себе дочь, переданную на адопцию. В ноябре этого года посол Латвии в Великобритании Андрис Тейкманис рассказал программе LTV7 "Без обид", что в последние годы таких процессов становится все больше: 2013 году было 40, в 2014-м — 89, в этом году — уже 79. И как минимум в трети британские соцслужбы сообщают о том, что латвийская семья без разрешения вернулась в Латвию.