5 августа скульптору-монументалисту исполнился бы 101 год. Его верная супруга Ирена Скарайне в свои 85, несмотря на недомогания, выглядит элегантно и продолжает поддерживать в порядке дом и мастерскую своего знаменитого супруга: регулярно меняет экспозицию, выставляя в домашнем мини-музее на обозрение ценителей искусства и друзей семьи эскизы и макеты ранее неизвестных работ скульптора. Многие из них были мастером лишь начаты, но завершить их он не успел.
Всех, кто в этом году решил посетить вдову скульптора в день его рождения, ждал сюрприз из серии макетов ангелов, изготовленных из пенопласта, фотографии и макеты других монументальных работ и ... флаг с изображением самого Олега Скарайниса. Он развевался на флагштоке.
Вдова скульптора и в этом году не изменила своей многолетней традиции - отмечать день рождения любимого мужа оригинально, с огоньком: накануне во дворе дома в Рагациемсе, где супруги счастливо прожили более полувека, начиная с 1969 года, был торжественно поднят флаг с портретом еще молодого Скарайниса, сделанный в его лучшие годы творческого подъема. Этот флаг изготовил и поднял во дворе дома друг семьи художник-сценограф Рейнис Дзудзило. Очень интересное творческое решение, говорит вдова скульптора Ирена Скарайне:
- Олегу бы понравилось. Сейчас штиль, а как только подует легкий ветер, флаг раскрывается во всей своей красе, и с многометровой высоты нам улыбается Олег Скарайнис, меняя выражение лица каждую секунду! То улыбается, то грустит. А при жизни он был достаточно суров - почти не проявлял своих эмоций, выражение лица оставалось бесстрастным. И это неудивительно - жизнь его не была сладкой. Прошел и концлагерь, терпел и другие лишения. Долго болел. Но при этом он не уставал творить. А работал он быстро. Вроде присел отдохнуть, и вот уже готов эскиз или даже макет. Загорался какой-то идеей и сразу же воплощал. Другое дело, что властью он не был обласкан, не умел обивать пороги, что-то выпрашивать, предлагать. Его бунтарский, независимый дух не нравился никаким властям. Поэтому лучшие заказы отдавали другим.
Но Олег не отчаивался - он ваял то, что сам хотел и считал нужным. И вот эти мини-скульптуры, сделанные из причудливых древесных сучков...Здесь все пропитано его духом, его идеями. Я все это бережно храню. Вот видите, здесь рядом и его Че Гевара, и Майкл Джексон, и Пушкин с Онегиным, и фотографии и макеты Саласпилсского скульптурного ансамбля.
В прошлый, юбилейный год, гостей было много, а в этом году скульпторы уже, в основном, звонили по телефону. Это и скульпторы Арта Думпе и Анда Пойкане, и автор книги о Скарайнисе Гундега Цебере, и другие.
- А как бы Олег Скарайнис отметил свой день рождения, если бы дожил до этих лет?
- Вообще-то Олег был очень большой оригинал. Он ушел в мир иной в 94. Если бы он дожил до такого почтенного возраста - 101 год, думаю, он бы просто положил на стол газету, буханку черного хлеба, соленый огурец, поставил бы стопочку водки. И на этом все. Гостей угощал бы бутербродами. Он не любил больших сборищ, накрытых столов, шумных балов и всей этой суеты.
Последними его словами было: "Ты - мой Ангел-хранитель", сказал мне это на прощание, дотронувшись до плеча, когда ухаживала за ним в больнице, уже в последние дни. Я запомнила их. Часто вспоминаю тот разговор. Должна была забрать его наутро домой, но, увы, до утра он уже не дожил. Его не стало 11 декабря 2017 года. В последние годы у нас прижилась хорошая традиция: на ночь мы читали с ним по очереди вслух стихи Пушкина, он очень любил этого русского поэта. Да и детство Олега прошло в Таганроге, где он родился в семье бывшего красного латышского стрелка Юлия Гауэра и матери Софьи Скарайне.
По сути, он был русским мальчишкой, хотя оба родителя латыши. А песня на стихи Расула Гамзатова "Журавли" была, пожалуй, его самой любимой - она-то и вдохновила его на создание одноименной скульптуры. Она тоже все еще стоит в мастерской Олега. Военная тема ему была очень близка - ведь во вторую мировую побывал и в советской армии, и в плену, и в концлагере, и в армии американских союзников.
Многие работы Олега Скарайниса хранятся в Латвийском художественном музее, бронзовый кот Муфис - в Третьяковской галерее, некоторые скульптуры - украшают частные коллекции, а некоторые ценные работы все еще ждут своего покупателя. Одна из последних крупных работ Олега Скарайниса "Несущий крест", отлитый в бронзе, установлена в церкви Петра. Несколько лет назад об Олеге Скарайнисе нем вышла книга.
Прямо из двора Скарайнисом можно выйти к морю. У ворот уже год стоит трогательный подарок Лапмежциемского общества пенсионеров "Selga" и жителей Рагациемса - Скарайнису на столетний юбилей. Это скамейка в образе собаки с памятной табличкой. На скамейке часто отдыхают те, кто приходит загорать и купаться на Рагациемский пляж.
Олег Скарайнис, 2016 год
Работы Олега Скарайниса:
Саласпилсский мемориальный ансамбль (1967)
Песня Виктора Хара, в бронзе ( 1975)
Че Гевара, в бронзе (1980)
Кот, в бронзе (1980)
Мои родители, в бронзе (1983)
Ансамбль, посвященный революции 1905 года, в Добеле (1987)
"Матери роз", скульптура в музее Блауманиса (1992)
Памятник полковнику Бриедису, установленный в Риге на улице Пулквежа Бриежа (1998)
Памятная доска в часть первой театральной постановки латышского театра в парке Кронвалда (1993)
Могальный памятник кинорежиссеру Юрису Подниексу на Лесном кладбище (1993)
Памятник шахматисту Михаилу Талю в Верманском парке (2000)
Восстановленный памятник бойцам бригады полководца Яниса Балодиса (2003)