Если все пострадавшие от оккупации страны потребуют от России деньги за ущерб, нанесенный за время существования CCCР, то она просто обанкротится.
Такое мнение в интервью радио Baltkom высказала представитель комиссии по оценке ущерба от советской оккупации Рута Паздере.
"Если мы и в правду потребуем от России компенсацию в размере 300 миллиардов евро, кто-то еще потребует, то Россия просто обанкротится. Но на основе этих подсчетов мы может требовать символическую компенсацию хотя бы 1 евро. Главное, чтобы Россия сама привела в порядок свою историю, чтобы она признала то, что было в их истории. Что бы она могла быть демократичной, могла извиниться, и мы сосуществовали мирно и дружно, как страны-соседи. Мы не ждем, что Россия вернет нам эту сумму. Мы подсчитали, а дальше пусть уже политики решают", - сказала Паздере.
Как подчеркнула глава комиссии, сумма ущерба была подсчитана для того, чтобы люди знали, как Латвия пострадала он советской оккупации.
"Что теперь делать с этими подсчетами? Для свои нужд мы подсчитали. Констатировали, что именно поэтому мы на низшем уровне по сравнению с другими странами, наши доходы ниже. Потому многие уехали и платят у нас меньше, тем же пенсионерам. Это последствия оккупации и люди должны это знать", - подчеркнула она.
Она отметина, что озвученная ранее сумма ущерба - 185 млн евро – это только экономический ущерб от советской оккупации.
"Был нанесен ущерб окружающей среде, демографии. После восстановления независимости мы также продолжали нести огромные убытки. Из этого и получается сумма 300 миллиардов, если не больше. Но эта сумма еще может меняться", - сказала представитель комиссии.
По словам Паздере, существует несколько методов подсчета ущерба.
"Существует два приема: в начале мы считали с помощью метода, который применяют в международной практике, где по данным Всемирного банка и других организаций есть расчеты внутри-валового продукта и видно, как какое государство развивалось. И можно сравнит по годам", - сказала она.
Как отметила представитель комиссии, они сравнивали состояние Латвии в 40-м году и в 90-м году по сравнению с соседними странами.
"Там огромные таблицы и все очень подробно расписано, с различными версиями. И пришли к выводу, что в 90-м году мы развивались в 2 раза медленнее, чем Финляндия или Дания, и ВВП тоже в 2 раза меньше. После этого была экономическая яма, ущерб от которой мы еще не считали. И в 2000 году доходы латвийцев были уже в 3 раза меньше, по сравнению с похожими странами", - рассказала Паздере.
Второй метод, по ее словам, заключался в том, чтобы разобрать финансовые документы времен СССР.
"В латвийском архиве есть финансовые документы времен советского союза: какие доходы были от Латвии, сколько налогов мы платили, какой был наш бюджет и сколько денег мы отдавали Москве. Сколько мы от туда получали и на что тратили, сколько тратили на оборону. Из этих подсчетов выходит, что треть мы отдавали советской власти, что мы были страной-донором. Латвия на тот момент была самой развитой республикой из всех соседствующих. Потом к нам приблизилась Эстония. Поэтому с нас и брали больше всего. Подумайте, если бы мы сегодня отдавали по 35-40 % от нашего бюджета каждый год! Какая плачевная ситуация была бы? Вот это и есть причина, по которой мы развивались медленнее соседних независимых стран", - считает Паздере.