По его словам, Европа все еще колеблется в поставках оружия, и это — главная проблема.
В эти дни в Ригу прибыл представитель инициативы поддержки Support Azov Ярослав Солодуха, который когда-то сам воевал в рядах «Азова», а сейчас координирует получение медицинской помощи, чтобы доставить ее на фронт, в том числе в сотрудничестве с латвийцами.
«Цель моего визита в Латвию носит гуманитарный характер. Я приехал повидаться с братьями из Azov Support Latvija, которые очень помогают нам для нашей общей победы», — говорит Солодуха.
В Латвии он сотрудничает с движением Brīva Ukraina Eiropā. «Мы являемся представителями Support Azov здесь, в Латвии. Мы тесно сотрудничаем напрямую с Support Azov и в основном занимаемся оказанием гуманитарной помощи украинцам, украинскому народу через движение Support Azov», — говорит руководитель Brīva Ukraina Eiropā Гунтар.
«Если кто-то хочет помочь, он может найти нас в Facebook по одноименному названию Brīva Ukraina Eiropā или на сайте общественной организации Labdarības lapa.
«Эта война важна для всей Европы. Латвия тоже когда-то была оккупирована, и империалистические связи, идущие с российской стороны, затрагивают всех нас. Если мы сейчас не сможем объединить усилия, чтобы помочь Украине, и Украина не победит, это обязательно коснется и нас», — говорит Гунтар.
Журналист ЛТВ Гинт Амолиньш: Какая помощь приходит к вам из Латвии, чего не хватает, что сейчас больше всего необходимо?
Ярослав Солодуха: В целом тактические медикаменты нам нужны больше всего, потому что сейчас идут ожесточенные бои в одном конкретном районе. К тому же сейчас зима — нужно термобелье, разные вещи для обогрева. В общем, все необходимое для войны нужно.
Мы подразделение «Азов». 80% помощи, которая к нам поступает, идет централизованно в «Азов». Мы — служба поддержки «Азова» на западе страны. Мы принимаем помощь из-за рубежа, например, из Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, на наши местные склады, а затем она доставляется на центральный склад в Киеве. После этого помощь распределяется по нашим боевым частям «Азова», которые расположены по всей линии фронта. «Азова» теперь много, «Азов» теперь — вся Украина.
Все документируется.
Например, на пожертвования латвийцев наши представители покупают здесь необходимое, передавая нам через акты приема-передачи, а потом мы так же передаем все на центральный склад. Все официально задокументировано.
Вы находитесь в контакте с военными, которые сражаются на передовой, куда идет эта помощь. Что говорят об обстановке, о настроении на фронте прямо сейчас?
Мы помогаем не только «Азову». У нас есть автобусы и логистика для доставки обеспечения в любое подразделение. Идет война, логистика сложная, но мы справляемся. Настроение у наших ребят боевое. Победа обязательно будет за нами. Единственная проблема в том, что Европа немного колеблется в поставках оружия. Боится чего-то. Но я думаю, они наконец поймут, что Россия представляет угрозу не только для нас, но и для Европы. Потому что они не остановятся на нас. Это нужно понять.
Весной прошлого года «Азов» прославился на весь мир, защищая город Мариуполь. К сожалению, все закончилось тем, что город попал под контроль РФ. Что вы чувствовали в то время?
Было тяжело, когда наши братья были окружены там, и никто не мог им помочь. Говоря о тех ребятах, которые уже освободились из плена, получили ранения, в том числе тех, кого до этого вывозили вертолетами, хотелось бы обратится к латвийцам, попросить помощи в реабилитации раненых, в том числе психологической. Прием их на реабилитацию – очень важная поддержка для бойцов.
Ожидается, что боевые действия могут еще больше обостриться в ближайшие несколько месяцев, особенно на Донбассе, поскольку РФ активизирует свои атаки. Что думаете о ближайших месяцах?
Настроение боевое. Да, мы чувствуем, что они попытаются атаковать с известной силой. В настоящее время регулярную армию держат в тылу, а мобилизованных отправляют в мясорубку. Но непонятно, на что они надеются. Потому что мы победим, у нас есть боевой дух, мы на своей земле. Они же являются оккупантами.