Судя по экономическим показателям страны, предстоящая зима оставит многих холодными и голодными. Компании будут как разоряться, так и пытаться выжить, либо увольняя часть персонала, либо не оплачивая его работу. В других случаях на голову человека может упасть кирпич или он сам свалится с третьего этажа в подвал, потому что у государственных органов, частной компании или у него самого закончились деньги на ремонт здания, в котором ему приходится работать или жить. Жертв таких несчастных случаев будут доставлять в больницу и забывать в приемном покое не на пять часов, как сейчас, а на десять. Впрочем, мы еще далеки от того, чтобы называть падение уровня жизни людей социальной катастрофой.
Промышленность – в глубокой яме
Промышленное производство, по данным ЦСУ, в июне упало по сравнению с июнем прошлого года на 5,5 %. Падение промышленности то более медленными, то более быстрыми темпами продолжается в Латвии уже два года, с июля 2022-ого.
Июньский спад по основным отраслям составил 3,8% - для обрабатывающей промышленности, 20,4% - для энергетики и 7,5% для добывающей промышленности.
Снижение показателей в обрабатывающей промышленности - это производство механизмов, оборудования и станков, упавшее на 26,2%, производство компьютеров, электронного и оптического оборудования - на 18,2%, производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов - на 10,8% и даже производство напитков - на 9,4%. Менее заметным, но решающим с точки зрения недополученных доходов было снижение в трех крупнейших по доле обрабатывающих отраслях: производство металлических изделий -7,2%, производство древесины и изделий из нее -3,3% и производство пищевых продуктов -0,3%.
Экономные люди не покупают латвийские товары
Спад в обрабатывающей промышленности является результатом падения внешнего спроса, когда этот спрос перестал поддерживаться за счет печатания и размещения евро на банковских счетах жителей Западной Европы. Владельцы счетов ранее покупали латвийские товары, чтобы конвертировать эти безналичные деньги в нечто хотя бы осязаемое, а иногда и пригодное для использования. Как только им перестают выдавать такие деньги, они оценивают латвийское предложение критически и решают не покупать наши товары.
Хвала госуправлению?
Однако по мере того, как вклад промышленности в общий доход, необходимый для выживания человека, снижается, недостаток вклада промышленности и любой экономической деятельности в целом восполняется государством. Что это значит? По подсчетам ЦСУ, в первом квартале этого года ВВП вырос на 0,1 % только потому, что самым быстрорастущим сектором в Латвии стало... госуправление - плюс 9,7 %.
Необходимость укрепления армии и органов безопасности служит удобным предлогом для такого роста. Но укрепление этих и всех других институтов начинается и заканчивается увеличением числа госслужащих и их зарплат. Теперь увеличение общего вознаграждения государственных служащих (количество служащих, умноженное на их зарплаты) стало главным двигателем развития страны.
Но радоваться за госчиновников на фоне таких показателей «экономического роста» Латвии совсем не хочется.