Вот рисунок 1860–х: рабочие с тачками у подножия формирующейся Бастионки. Поодаль видны Казармы Екаба, Пороховая башня — и никаких строений на Бастионном бульваре. Он тогда тоже только закладывался.
Сложно поверить, но еще в середине XIX столетия не было ни Городского канала, ни зеленых насаждений вдоль берегов, а все пространство от нынешнего бульвара Мейеровица (в недавнем прошлом — Бастея) до бульвара Райня занимал оборонительный средневековый ров. Он был в разы шире нынешнего канала.
Высота же земляных валов, опоясывавших канал и проходивших вдоль теперешней улицы Вальню, достигала 11 метров.
В XVII веке шведы укрепили оборонительный ров бастионами и равелинами. Проходит время, необходимость подобных фортификационных сооружений отпадает — и в 1857 году император АЛЕКСАНДР II утверждает план сноса оборонительных валов и реконструкции прилегающей территории...
Бастионная горка и окрестности в 1860 году.
Это был самый грандиозный план реконструкции за всю историю Риги. Конечно, масштабные строительные проекты были в советское время, но там в основном речь шла о новых микрорайонах. Здесь же – о создании всего того, что сегодня мы называем центром города: бульварного кольца, мостов и мостиков, связывающих Старый город с центром, Городского канала и зеленых насаждений вдоль него. Всего, что сегодня составляет одно из главных достоинств Риги.
Представляете, если бы в наше время в центре освободилось такое огромное пространство, как оборонительный ров. Что бы с ним сделали? Засыпали — и дело с концом. А на освободившемся месте – офисы и торговые центры. О чем говорить, если в Старой Риге на исторических площадях пустого места все меньше – «коробка» за «коробкой», отнюдь не украшающие наш город.
Здесь однозначно была бы золотая жила – самый центр, дорогущая земля... В XIX веке тоже были те, кто предлагал засыпать ров. Но руководствовались не тем, что дорогая земля и можно подзаработать, — просто было это слишком зловонное место. Чисти, ухаживай.
Предлагали все засыпать и облагородить фонтанами. Но таких предложений было меньшинство...
Проект реконструкции бывшего оборонительного сооружения поручили специалисту из немецкого Любека – А. ВЕНТУ. Именно его идея – на месте бастиона соорудить декоративную горку. За строительным материалом далеко ходить не пришлось – от валов сохранились горы песка. Распорядились рационально: часть использовали на укрепление берегов Даугавы, часть – на засыпку низменных мест в Старом городе, часть – на сооружение горки.
Горка появилась на месте бывшего бастиона, поэтому название родилось само собой – Бастионная. Правда, на первых порах было у нее и второе — Улиточная. Ступеньки к вершине по форме напоминали улитку. Время само определило, какое название лучше, да и ступеньки с годами изменили форму.
Было это уже в конце 1880–х, когда реконструкцию продолжил один из самых выдающихся садовников города – Георг КУФАЛТ, в 26 лет переехавший сюда из Германии, а в 34 года ставший главным садовником Риги. Тот облик Бастионной горки и окрестностей, облик Городского канала, знакомый нам сегодня, во многом сформировались при нем. При нем были сооружены пешеходные мостики через канал, которыми мы любуемся и сейчас, – около Бастионной горки и оперы...
В 1887 году на Бастионной горке появилось симпатичное кафе – каменное, в венском стиле, в 1898–м — игривый фонтан, ниспадающий с вершины к подножию. Еще один великолепный фонтан — «Нимфа» — чуть позже украсил сквер возле оперного театра.
Окрестности старой Бастионной горки удачно дополнил Лебединый домик на канале. Первую пару лебедей в 1893 году подарило Рижское птицеводческое общество, и вскоре архитектор Генрих ШЕЛЬ соорудил изящный домик для них. Он тоже стал украшением этих мест.
Лебеди на Городском канале – один из излюбленных сюжетов старинных открыток. И в царское время, и в довоенное. В 2001 году, к 800–летию Риги, тогдашний мэр города Андрис АРГАЛИС на собственные средства отреставрировал Лебединый домик, появилась и пара лебедей. Но не прижились они в сегодняшней Риге — в отличие от уток.
На старинных открытках видны и лодки. А на них не только развлекались — доставляли дрова к домам тех, кто жил недалеко от канала. Это было дешевле и проще, чем нанимать извозчика. Об этом рассказывают старожилы. Вспоминают и о необычных для сегодняшнего дня предписаниях медиков.
Они рекомендовали пациентам для укрепления здоровья… подниматься на Бастионную горку. Скандинавской ходьбы еще не было, велосипедных дорожек — тоже, а тут все в шаговой доступности – горка и горожане, жившие поблизости. В первую очередь — люди состоятельные.
У тех же, кто, говоря языком Николая Васильевича ГОГОЛЯ, был «попроще», возможностей для физической активности и без горки хватало...
До войны за каналом следил не только город. Были у него и особые смотрящие.
С обоих концов водной артерии располагались шлюзы – Карловский и Андреевский, соединявшие его с Даугавой. Шлюзы городские власти сдавали арендаторам. А те зарабатывали на лодочниках, которые постоянно заходили в канал и доставляли дрова. Брали с них мзду.
Зарабатывали арендаторы и тем, что зимой устраивали на канале каток, летом – причалы, где можно было взять лодки для прогулок. Но была у арендаторов еще одна обязанность – следить за порядком, содержать канал в чистоте.
А за насаждениями смотрели уже профессионалы – садовники. В нашем городе они были высочайшего уровня. Георга Куфалта сменил Андрейс ЗЕЙДАКС, который многое сделал, чтобы до войны зеленый наряд канала стал многообразнее. Образование он получил в царской России и еще до революции выиграл в Петербурге конкурс на озеленение территории Зимнего дворца, руководил начатыми работами.
Новые штрихи в облик канала и окрестностей принесли ландшафтные архитекторы советского времени. В 1951 году, к 750–летию города, в стену из доломита вокруг горки вмонтировали детали порталов зданий Старой Риги, разрушенных в годы войны.
Перенесли и уцелевшую небольшую скульптуру, которая до войны украшала Ратушную площадь. Все это удачно дополнило ландшафтный пейзаж старинной горки.
…Рига меняется. Строится улица Сканстес, есть примеры удачной реставрации в центре. Может, и там появится когда–нибудь то, без чего Ригу невозможно будет представить, то, чем мы будем гордиться, показывать знакомым и гостям. Так же, как Бастионную горку и Городской канал – лучшие украшения Риги...
Илья ДИМЕНШТЕЙН
Все фото – из архива