Впрочем, эта пьеса про каждого, кто её смотрит. Именно поэтому она с большим успехом столько лет исполняется во всем мире. Автора называют настоящим провидцем. Своей «историей из навозного городка» он предложил не всем, а каждому ответить на простой вопрос: продашь ближнего своего? А за миллиард?
Идея о написании этой пьесы пришла к драматургу во время посещения маленького швейцарского городка. В своей истории он назвал его Гюлен – что в переводе с немецкого означает «навоз». Горожане, однако, на автора не обижены – гордятся, что вошли в историю. Хотя выглядят они там… Впрочем, и выбор – врагу не пожелаешь. Как говорится, у каждого из нас своя цена, просто не каждого пытаются купить. А если предложат?
Сюжет, в кратком изложении, следующий: парень и девушка любили друг друга. Девушка забеременела, а парень от неё отказался. Нашёл более выгодную партию – дочь торговца. А девушку на городском суде оклеветал (за бутылку водки двое его приятелей дали ложные показания против неё, якобы, имени с ней тоже близкие отношения). Девушку из города с позором изгнали (в те времена-то нравы!). Пошла в бордель. Там судьба свела её с миллиардером, который после смерти оставил ей громадное состояние.
…Прошло 45 лет. Старая дама Клара Цаханассьян возвращается в родной город. Меняя мужей как перчатки, она живет мечтой о мести. И с удовольствием её осуществляет. Она предлагает замшелому городишке миллиард и ещё 500 миллионов его потрепанным безденежьем и леностью жителям, если они убьют её бывшего возлюбленного Илла.
Жители, конечно, в шоке. Вначале. Но постепенно начинают «прозревать» - когда всё больше возможностей открывается на дармовщинку выпить, закусить, блестяще одеться, поучиться в престижном месте, мерседесом халявным обзавестись…Кредиты кажутся безграничными, цели – настолько манящими, что нравственные ориентиры сдвигаются сами собой. Девушку предал – ясное дело, виноват. Одна проблема – кто ж убьет?
По ходу меняется и бывший возлюбленный. Вначале правый во всем (кто не ошибался в молодости), он становится похожим на загнанного зверька, на которого идёт охота. Но постепенно и он «меняет свои показания». Начинает осознавать свою вину и приходит к покаянию. Но убиваться сам решительно не хочет. Предлагает каждому самому делать свой выбор. Чудес не бывает –земляки убивают его всем скопом, и миллиардерша увозит тело всё ещё любимого мужчины на далёкий остров Капри (место для могилки давно готово, идею она вынашивала много лет).
Так по сюжету. О чем у нас? О том же, но с поправкой на время: в далеком убогом городишке оголодавшие и одичавшие от нищеты и беспросветности жители получили вдруг возможность зажить на широкую ногу. Пролился на город золотой дождь. Там тебе и выпивка, и закуска, и машины дорогие, и одежда шикарная - блестит и сверкает.
Цена роскошной жизни прежняя. Только этим даже убивать самим не надо – достаточно закрыть глаза на происходящее («раз зовёт Родина-мать»). Убьют другие. Но ведь семье компенсируют: сыну – мерседес, дочке – учёбу престижную, маме – шубу, наконец! Контекст более чем понятен. Особенно с учетом того, что перед каждым спектаклем директор театра (и исполнительница главной роли – Дана Бйорк) напоминает зрителям о несогласии театра с войной, которую Россия развязала в Украине. И нынешняя премьера – вторая по счёту в заявленной театром теме сезона «власть».
…Спектакль длится чуть больше 3-х часов (с перерывом), но смотрится легко. Сюжет интригующий, текст остроумный, постановка интересная. В антракте, правда, доводилось слышать удивленные комментарии (не единичные такого рода): «Театр русский, но всё больше в нем латышских постановок. Над этим, судя по программке, работала практически полностью латышская команда. Только артисты остались пока русские. И то не все, на одну из основных ролей тоже латышского артиста зачем-то пригласили».
Что касается команды – всё так. Режиссер постановки Индра Рога, композитор Карлис Лацис, роль учителя (причём латышского языка!) исполняет Мартиньш Упениекс… Но на мой взгляд, в данном случае как раз латышское участие в этом спектакле себя вполне оправдало. Отстранённо посмотреть со стороны на ситуацию в том самом захолустном городишке, заглянуть в «загадочную русскую душу» и рассказать об увиденном у них получилось. Парадокс, который пытается понять сейчас пол мира: как можно отдавать на явный убой в чужую страну своих мужчин в обмен на «компенсации»?
Надо отметить, что к исследованию темы режиссер подошла весьма бережно. Нет даже тени ни насмешки, ни презрения, ни осуждения участников событий. Есть попытка понять природу этого механизма продажности человека самого себя – своего тела. И души. И по всему вышло, что нет этнической окраски у желания разбогатеть за счет самого себя. Подтверждением этого как раз и призван, очевидно, учитель латышского – самого-самого…
«Скажу прямо: я – латыш», - выходит он на передний фронт нравственности в попытке образумить земляков, обезумевших от свалившихся на них благ. Призывает, обличает и…сам незаметно для себя становится пленником позолоченных иллюзий. Слаб человек. Хотя все мы думаем сам о себе разное, но на самом деле кто из нас знает, как поведет себя в самом-самом крайнем случае. Одна надежда, что его - этого случая - не представится. Не особо хочется проверять себя на прочность.
Вероятно поэтому на роль предателя Илла выбран Родион Кузьмин. Мужчина не просто красивый - с располагающей внешностью. К нему испытываешь сочувствие, несмотря на тяжесть когда-то сотворенного. И он, получается, вместе с собой приводит зрителей к необходимости покаяния. И вместе с ним зрители тогда только перестают бояться – смерти.
Дана Бйорк блестяще (во всех смыслах) справилась со своей масштабной ролью, предложив публике целую гамму чувств – от снисходительной иронии до щемящего сочувствия. Престарелая дама (62-х лет – в те ещё времена!) она легко преображается то в утомленную властью хозяйку мира, то в брошенную женщину, потерявшую и любимого мужчину, и новорожденную дочь, то в похотливую кокетку, неустанно выходящую и выходящую замуж (9 раз!).
Актерский ансамбль подобран очень тонко, играют все достойно – точнее, проживают этот непростой кусок жизни. Бургомистр изо всех сил пытается максимально прагматично решать проблемы города, священник ищет выход по-своему - " бегите отсюда, не вводите людей во искушение", но все они "золотеют" на глазах по мере погружения в "золотую" трясину (очень интересный, кстати, художественный ход).
Особенно я бы выделила Елену Сигову исполнительницу роли жены Илла, той самой, что отбила когда-то парня у будущей миллиардерши. Одетая в обноски, давно махнувшая на себя рукой, жительница замызганного городка, она всё же держится дольше других и даже пытается бороться за любимого мужа. Хотя в душе она давно близка к тому, чтоб обменять его на шубу, но хотя бы внешне дождается все-таки его благословения. В её глазах боль и отчаяние за любимого, униженность перед властью богатой соперницы, стыд перед земляками…
…Известно, что раннее творчество автора пьесы Дюрренматта родилось из отчаяния и протеста против войны. Несмотря на нейтралитет, положение Швейцарии было непростым, каким бы безбедным оно ни казалось. И он, житель сытой страны, пытался исследовать механизмы, которые управляют людьми в их поступках - светлых и темных. Прошло 70 лет – исследование продолжается…
ФОТО Мартинс Вилкарсис