Половина жертв не ищет помощи, а другая половина нашла в себе силы для борьбы. Они не жертвы. Они выжившие.
Очень быстрое знакомство
Со своим вторым мужем Лига познакомилась в интернете. Мужчина развелся со своей первой женой, тоже латышкой, и жил в Швеции. Отношения завязались очень быстро и уже через полгода Лига со своим маленьким сыном от первого брака переехала в Стокгольм.
«У меня была нормальная жизнь, и вот я попала в ловушку отношений», - рассказывает Лига.
Быстрота типична для отношений, в которых присутствует насилие. «Я заметила, что женщины в таких отношениях очень часто знакомятся в интернете. И часто с мужчинами, которые хотят строить отношения. Быстро беременеют, быстро выходят замуж», - рассказывает социальный работник центра помощи женщинам "Centrs Marta» Лиене Целминя.
По этому сценарию все произошло и у Лиги, и у других героинь этого рассказа. Бухгалтер Наталия из Лиепаи после развода быстро вышла замуж за недавно разведенного моряка. Художница Лаура из Риги и руководитель торгового предприятия Илона из Талси незаполанированно забеременели на первых месяцах отношений с мужчинами.
Когда женщина быстро входит в отношения, это дает насильнику возможность осуществить его главную цель – получить полный контроль за их жизнью.
Перенять контроль
Позже, уже работая в группе психологической поддержки Лига рассказывала, что именно с нею произошло: «Тебя как будто поместили в холодную воду и стали медленно варить, как лягушку. Ты не замечаешь, как это происходит, потому что тебе не все время плохо».
Насильники перенимают контроль незаметно, и насилие может быть очень разным. Обычно под этим понимают физическое насилие, реже эмоциональное (крики, унижения, неразговаривание). Но бывает и экономическое (не дает денег, отнимает машину) и сексуальное. За физическое насилие может грозить уголовная ответственность. Иногда эмоциональное насилие приводит к попыткам самоубийства.
В Великобритании сейчас рассматривают законопроект, который предусматривает наказание за экономическое насилие. При экономическом насилии женщине не позволяют делать накоплений и это отрезает для нее пути отступления.
«Все было на его имя», - вспоминает Лига. Она работала поваром и тратила все деньги на еду для семьи и на детей. Муж, у которого зарплата была в три раза выше, оплачивал квартиру и лизинг на машину.
«У него не было представления о том, как растут дети. Сколько стоит обувь, одежда. Все время приходилось покупать все самое дешевое. Он давал мне в месяц, может, евро 100», - рассказывает женщина. Если было нужно больше, она занимала деньги у мужа и отдавала как долг.
У работников “Centrs Marta” накопилось множество историй, в которых муж, в зависимости от достатка, выдавал жене деньги, но требовал собирать чеки и отчитываться за каждую копейку.
«Если жена потратила больше, то он деньги пропорционально урезал», - рассказывает Лиене Целминя.
Самой критичной такая ситуация бывает для неработающих женщин. Часто пара с самого начала договаривается о том, что она не будет работать.
"Мысли насчет получения образования и профессии сразу пресекаются насильником», - рассказывает Юрис Дила из “Centrs Marta”. Это традиционная модель, но она становится не нормальной, если ее используют для контроля, и о тратах семьи мужчина решает единолично.
Изоляция
Об руку с экономическим контролем идет изоляция женщины от внешнего мира. «Это начинается с наивных вопросов – где была, что делала, а перерастает – а не делали ли ты чего-то такого, что мне не понравилось бы?», - описывает Дилба.
Лигу муж наказывал отменой запланированного с семьей похода в ресторан, потому что она договорилась встретится с подружками. Если на работе была вечеринка, он за пару дней до этого сообщал ей о срочной командировке и о том, что поэтому не сможет присмотреть за детьми.
У Илоны ситуация была еще хуже. Ее муж контролировал физически. Отнимал телефон. "Пока была беременна, мы дважды ездили в деревню к моему сыну, который там учился. Так я даже в туалет не могла сходить одна. Он все контролировал. Не дай бог сестре пожалуюсь!», - рассказывала Илона. А в те дни, что муж работал, за Илоной «присматривала» его мать.
Наказание
Когда Илона была недостаточно мила и улыбчива, муж ее бил. Первый раз разбил ей голову чайной кружкой. Это случилось, когда женщина узнала, что забеременела. Муж сообщил ей, что после родов, ребенка отдаст на воспитание своей маме. «Если ты так говоришь уже тогда, пока он еще у меня в животе, то я прямо сейчас сяду на самолет, поезд, пароход и уеду. Ты его даже не увидишь», - ответила женщина. Следующее, что она помнит – горячий чай на лице и удар об голову.
В полицию женщина не сообщила. Муж работал в Сейме, а службе безопасности президента. Сам отвез ее в больницу, где на голову наложили швы. А через десять дней привез ей смирительную рубашку. Мама помогла надеть ее на женщину. С тех пор он надевал рубашку на женщину за непослушание.
Сама виновата
Долго подвергаясь насилию, женщина начинает винить во всем себя. Старается быть послушной. Не провоцировать мужчину. Но это не помогает, потому что повод для агрессии находится всегда.
Специалисты центра рассказывают, что ссоры бывают во всех семьях, однако подходы могут очень отличаться. В нормальной семье люди разговаривают и обсуждают проблему, а в семье насильника всегда виноват один человек, тот на кого направлено насилие.
В интервью женщины признавались, что они долго сами себя считали виноватыми в этих ситуациях.
Счастливый конец (не обязательно)
Не всем женщинам удается выйти из отношений с насильником. И даже те, у кого это выходит, иногда опять попадают в похожие отношения. На восстановление душевных сил после травматичных отношений уходит очень много времени.
В 2014 году Сейм внес поправки в закон, введя две очень важные вещи для борьбы с насилием в семье.
Во время конфликта с согласия женщины полиция может запретить обидчику приближаться к месту жительства и женщине на срок до восьми дней (до этого мужчину можно было только доставить в полицейский участок на несколько часов).
Второй - жертва (в основном в Латвии это женщины) - может обратиться в суд и попросить запретить насильнику приближаться к ней в течении месяца: даже если собственность принадлежит преступнику. Суд рассматривает запрос за сутки и обычно удовлетворяет, но ожидается, что за это время женщина придумает, как изменить ситуацию.
Обычно это означает развод.
Пострадавшим может помочь “Centrs Marta”. Специалисты там оказывают и психологическую реабилитацию, и дают юридические консультации, и помогают встать на ноги и наладить свой быт после ухода от насильника.
Одной из героинь этого текста удалось даже отсудить у мужа компенсацию за свои 29 лет мучений. Теперь он выплачивает ей по 200 евро ежемесячно. Но главное, конечно не это, главное - жизнь. Жизнь без страха.