Президента центробанка, заподозренного в неблаговидных делах, по закону оказалось невозможным сместить. Сам он заявляет, что никуда уходить не собирается и ни в чем не виноват. Ситуация не только подрывает имидж Латвии на международной арене – она чревата внутренней политической нестабильностью, заявили участники дискуссии Русского вещания LTV7 «Точки над i». Об этом пишет Rus.lsm.lv.
«Мне очень хочется его спросить: по его мнению, то, что с ним происходит – это не мешает Латвии? Это не портит ее имидж? Это не доказывает, что мы приближаемся к определенному политическому кризису? Потому что в этой ситуации в выигрыше нет никого.
Если KNAB неправ – то мы в глубокой политической яме! (...) Извините, тогда нужно распустить парламент, и правительство должно уйти в отставку, а двери KNAB заколотить досками крест-накрест.
А если KNAB прав – то неужели г-н Римшевич не чувствует никакой ответственности за то, что он сделал, перед своим государством, с доходов которого он живет, и весьма неплохо?» – говорит бывший спикер Сейма. политолог Илга Крейтусе.
Она подчеркнула, что по регламенту своей должности глава Банка Латвии, оказывается – самая независимая фигура среди высших должностных лиц страны:
«Он единственный, простите за выражение – как самая священная корова среди священных коров! Даже президента парламент может отозвать, проголосовав за импичмент – а его нельзя. Нельзя снять – нельзя отстранить даже на время. Такой неприкосновенности нет ни у кого в Латвии.
И он – одна из самых высокоплачиваемых персон государства. Его зарплата в три раза выше президентской. А если послушать его, то он ни за что не отвечает. Ни за что! Тогда возникает вопрос: на какой основе сейчас существует наше государство?
Но одно хорошее дело он сделал. Оказалось, что за 4 часа можно-таки исправить законопроект, договориться в коалиции и подать на утверждение! Это о поправках к закону о Банке Латвии. О том, как сократить полномочия главы БЛ, о двух сроках и так далее. Это и престиж Сейма повысило, и дало нам законопроект, который президент не будет возвращать в парламент».
«И вот он сегодня все время повторяет: я никуда не уйду! И тут возникает вопрос этики, морали и понимания чести этим государственным деятелем.
И Крейтусе, и политолог Ивета Кажока отметили: Римшевич в своих публичных выступлениях много упреков адресует коммерческим банкам, которые стремятся работать с нерезидентами, но именно он, являясь президентом Банка Латвии свыше десяти лет, и стоял у истоков и у руля той финансовой системы, в которой эти банки такую возможность получили.
Политолог Юрис Розенвальд указывает на ощущение противостояния разных служб: "При виде происходящего создается впечатление борьбы кланов. Ощущение, что это известная война между нашими спецслужбами. Потому что с заявлением о сомнительной фотографии вдруг выходит Минобороны – а это военная разведка вообще-то. А Бюро по защите Сатверсме мы вообще не слышим!»
Крейтусе отметила также, что не понимает поведения министра финансов: вначале она утверждала, что глава центробанка должен уйти со своей должности, то сегодня сказала, что он может остаться. Возникает вопрос: почему так резко меняется мнение политиков на очень высоких постах из одной и той же коалиционной фракции?
По мнению Крейтусе, когда возникает столь явная несогласованность в действиях правящих политиков, это усложняет процесс.
«Но я хочу напомнить одну мелочь. Три раза пытались открыть «мешки ЧК», и три раза пало правительство. На этот раз я думала – пронесет. (Не смейтесь, меня уже ведьмой называли.) Надеюсь, это не станет традицией: как движемся к открытию мешков – так в правительстве кризис!» - сказала политолог.
Случай Ринкевича особенно негативен потому, что создал кризис доверия к Латвии на уровне Евросоюза.