Во время недавних российско-турецких переговоров в Константиновском дворце в кадр попали тарелки с изображением Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Еды на них не было, они предназначались «для услады глаз». Ничего необычного в такой сервировке стола тоже нет. Подобными сувенирными тарелками с портретами были сервированы столы, за которыми в формате обеда проходили переговоры лидеров России и Аргентины. О традиционном и необычном на кремлевских столах вспоминает «Лента.ру».
На блюдечке с голубой каемочкой
Неизвестно, забрали на память тарелочки с Путиным и Эрдоганом члены их делегаций или нет, но вообще в Кремле любят одаривать дорогих гостей сувенирным фарфором. На заказ делают целые сервизы. В конце концов, возрожденные традиции русского «белого золота» — достойный предмет для гордости.
Первые, пусть и неудачные попытки создать русский фарфор предпринял Петр I. Приглашенные иноземные ученые с задачей не справились, а русские мастера — смогли. И в 1744 году по указанию императрицы Елизаветы на берегу Невы выросла «порцелиновая мануфактура» (белый фарфор в то время называли порцелином). Она почти два столетия принадлежала императорской семье и пережила многих правителей, подстраиваясь под их вкусы. Но в 1990-х почему-то была забыта первыми лицами.
Русский фарфор на кремлевские столы вернулся только в нулевые. Немалую роль в этом сыграло празднование 300-летия Санкт-Петербурга. Перед гостями было решено выставить посуду отечественного производства. Теперь для каждого из залов Кремля создан свой сервиз. На одном изображен российский герб, на другом — орден святого Андрея с девизом «За веру и правду», на третьем — звезда Александра Невского и его лента.
Сервизы могут изготавливаться и для международных встреч — например, для саммита глав стран СНГ сделали «Волжский утес» с картинами российских просторов.
Закрома родины
Бытует легенда о том, что в Кремле необыкновенно хорошо и вкусно кормят. О вкусах не спорят, но качество продуктов, попадавших «за зубцы», всегда было на высоте.
В советские времена многие министерства и ведомства содержали подсобные хозяйства. Имелись такие и у Кремля. Сейчас среди поставщиков кремлевской кухни — также несколько собственных хозяйств. Питанием сотрудников администрации президента, обслуживанием протокольных мероприятий, приемов и других торжеств занимается ФГБУ «Комбинат питания "Кремлевский"». Основной комбинат питания находится на Старой площади. Там есть построенная в советские времена столовая на тысячу с лишним мест. В Кремле кухня своя, небольшая — готовят на 200–250 человек.
Об этом в своей книге «Повседневная жизнь Кремля при президентах» подробно рассказывает Владимир Шевченко. Владимир Николаевич — фактически отец современного кремлевского протокола. Он работал с Михаилом Горбачевым, Борисом Ельциным и был советником Владимира Путина. В его книге много интересных подробностей и про кремлевских поваров.
Сотрудники КГБ за кухонной плитой
Со сталинских времен в Кремле особая кухня. Она всегда была секретным объектом и теперь находится в ведении Федеральной службы охраны. В советские годы все, кто там работал, начиная от поваров и заканчивая обслугой, были сотрудниками госбезопасности. На этот объект отбирали людей с безупречной репутацией, а их биографию изучали чуть ли не до третьего колена. Рассказывать о том, где они работают, сотрудники кремлевской кухни не имели права.
Здесь трудились универсалы, способные приготовить абсолютно все. Членов Политбюро и кандидатов называли «объектами», у каждого был свой порядковый номер, хотя на кухне, конечно, знали, кто каким номером обозначается.
В Завидове, куда Брежнев любил ездить на охоту, для генсека готовили две бригады. Одна кормила охрану и прикрепленных лиц, другая — самого Леонида Ильича. К приезду генсека варили свежий суп на свиных косточках с морковкой и картошкой. После охоты, которая всегда была удачной, на кухню приносили трофеи, разделанные егерями. Брежнев обычно заходил на кухню, чтобы поблагодарить поваров, — иногда их даже расцеловывал.
Сотрудникам особой кухни на работе поесть разрешалось, но к спецбазе, поставлявшей отменные продукты, персонал доступа не имел.
Здесь русским пахнет
Русскую кухню в новом формате в Кремле начал возрождать шеф-повар Константин Макридин. Именно при нем на столы вернулись яства из стерляди, гуся, оленины и ягод. А также блины.
«Мы никогда раньше не готовили на приемы блины, — рассказывал «Московскому комсомольцу» старейший повар Кремля (больше 30 лет на кухне) Юрий Губенников. — Считалось, что ими не удивишь никого». Однако новый повар выработал другой подход — блюда с блинами делают крохотные и необычные. На новогодний прием, к примеру, подают шпинатные блинчики с малосольным сигом.
А вот столь любимые в России грибы — под запретом. «Есть продукты, которые уже заранее забракованы. Например, белые грибы, — объяснял Макридин порталу interviewrussia.ru — Я их обожаю, но ни на один прием я не могу их включать в меню, потому что там могут быть канцерогены, радиация и тому подобные вещи».
Для официальных приемов, по его словам, каждый продукт проходит проверку. За два дня до банкета шеф-повар заказывает рыбу, мясо, за день — овощи, фрукты. Перед каждым приемом приезжают врачи из ФСО, берут пробники всех продуктов на анализ. Пока шеф-повар готовит, фсошники тоже сидят на кухне — наблюдают.
А в меню — миноги
Меню иностранных вип-персон оговаривается службами протокола, чтобы учесть все национальные особенности. К делу подключаются технологи, врачи и, конечно, повара.
Праздничное меню, например, новогодних приемов, впечатляет. 31 декабря 1963 года на столах была икра зернистая, судак фаршированный, миноги, лососина с лимоном, крабы натуральные, поросенок заливной, ассорти из птицы и дичи, салат из капусты, соления, севрюга в соусе, форель в белом вине, шашлык из оленя, парфе сливочное, кофе, пирожные, фрукты.
Из напитков в советское время преобладал крепкий алкоголь, теперь вино. Как несложно догадаться — преимущественно российское. Хотя еще несколько лет назад на столах стояли итальянские, французские, чилийские вина.
Щи да каша — радость генсека
Покушать все наши руководители любили. Застолья и у Сталина, и у Хрущева, и у Брежнева были обильные и длительные. Горбачев тоже знал толк в хорошей еде и отсутствием аппетита не страдал. Ельцин в еде всегда был неприхотлив, предпочитал простые блюда.
Интересно, что Сталин как раз любил русскую кухню, особенно щи. Хотя для его застолий готовили много грузинских блюд. Пил Сталин коньяк и сухое вино, в последние годы жизни разбавляя его водой.
Брежнев очень любил курник. На слоеное тесто рядами укладываются рис, курица, грибы, зелень, яйца. Каждый слой начинки накрывается блинчиком. Еще одно его любимое блюдо — яичница. На большой чугунной сковороде до золотой корочки обжаривались куски сала и заливались яйцами.
Как рассказывает в своей книге Владимир Шевченко, первый президент России Борис Ельцин очень любил дичь, особенно кабанов и оленину. Ценил телячью колбасу с фисташками. А вот от экзотических блюд, которыми главу государства угощали на приемах за рубежом, отказывался. Пить он предпочитал крепкие напитки, в основном водку или качественный коньяк.
Коктейль Путина
Нынешний президент России «любит, когда красиво, хорошо, вкусно приготовлено», как заметил бывший шеф-повар комбината питания «Кремлевский» Михаил Жуков.
Сам Владимир Путин однажды поделился, что в еде не привередлив. «Если есть выбор между мясом и рыбой — предпочту рыбу, из мяса люблю баранину. К сладкому, в общем, равнодушен, не считая мороженого. Когда куда-то приезжаю, с удовольствием пробую местную кухню. Довольно давно привык к зеленому чаю», — рассказывал он.
В 2012 году российский лидер пустил съемочную группу НТВ на свою кухню. Выяснилось, что президент России после утренней тренировки ест кашу и творог с медом, запивает сырыми перепелиными яйцами. Кроме того, Путин пьет коктейль, приготовленный по собственному рецепту. Среди ингредиентов — свекла и хрен.
В 2003 году в калининградском кафе «У дороги» он заказывал уху, расстегаи с красной икрой, копченого угря и блинчики с земляникой. В 2008-м во время визита в Татарстан выбрал в столовой салат, куриный суп с лапшой, говядину с рисом и пирожок. В 2013-м вместе с кубанскими комбайнерами отобедал борщом. Год спустя в Петрозаводске Путин рассказал, что ему нравятся карельские калитки (маленькие пирожки из ржаного теста). Также отметил вкусовые качества осетинских пирогов, чак-чака и татарских беляшей.
И на сладкое
Главного кремлевского кулинара Дениса Митрохина называют королем сладостей. По его словам, предпочтения первых лиц в последнее время изменились. «Мы отказались от модных десертов и вернулись к старинным рецептам. Сумасшедшим спросом пользуются сладости, придуманные чуть ли не при царе Горохе. Печеное яблочко с медом и орехами — хит сезона!», — рассказывал он журналистам.
Но иногда кремлевские десерты бывают затейливы. В 2015 году премьер-министра Индии Нарендру Моди угощали еловыми шишками, вполне съедобными. А вот бывшему президенту Франции Николя Саркози достался «суп из тульского пряника». Говорят, искушенный в кулинарии француз остался доволен.
Татьяна Меликян, Лента.ру