По данным экспертов, материальную поддержку своим родным, оставшимся в Латвии, оказывает лишь 1/3 часть уехавших на заработки. Зато в совокупности их поступления немаленькие. Пресс-секретарь Банка Латвии Янис Силакалнс называет внушительные суммы: «В 2013 году это было примерно 574 млн евро, в 2014-м – примерно 595 миллионов. За текущий год уже есть данные за январь и февраль, и это уже около 47 млн евро за один месяц и 56 млн евро за второй, передаёт «Латвийское радио».
В эту сумму входят поступления как от тех, кто зарабатывает за границей, так и от моряков, ходящих на судах под разными флагами. В прежние годы их заработок не учитывался, но тут поменялась методология».
Эмиграция рабочей силы – это палка о двух концах. С одной стороны, неоспорим факт подогрева экономики страны, а с другой – уменьшаются возможности ее экономического развития. Люди-то уехали, а значит, сокращается объем товаров и услуг, которые они могли бы здесь покупать.
«Чем больше денег поступает в экономику, тем ее обороты больше, – поясняет экономист банка SEB Эдмунд Рудзитис. – Местные компании, работающие на внутреннем рынке, поэтому могут увеличивать оборот, повышать зарплаты своим работникам и создавать новые рабочие места. Но это – только в краткосрочной перспективе. Если люди там работают пару лет, до пяти лет – есть большой шанс, что они вернутся.
Но бывает так, что уезжают, остаются и тогда думают, что делать с родственниками. Могут ведь уезжать и вместе с родными – теми, кому сейчас посылают деньги. В этом случае денежный поток может сильно снизиться».
Вопрос эмиграции рабочей силы интересен не только с точки зрения финансовых поступлений, но и с точки зрения защиты интересов уехавших, рассказывает председатель парламентской комиссии по делам гражданства, миграции и сплоченности общества Илмар Латковскис: «Мы слышим упреки по поводу того, что Латвия не должна тратить деньги из госбюджета на поддержку диаспоры. То есть на изучение языка, сохранение культурных корней и другие мероприятия. И то, что диаспора пополняет госбюджет – это интересный контраргумент. Мы хотим больше узнать о том, как это происходит».