В то время как Россия, США и Китай не на шутку схлестнулись на фронтах военно-политической и экономической войн, другая страна, самым непосредственным образом связанная со всеми вышеперечисленными игроками, как говорится, тихой сапой активно наращивает военные расходы. Эта страна – Япония, чей военный бюджет на 2018 финансовый год (ф.г.) стал рекордным в новом тысячелетии.
Согласно Белой книге по обороне Японии, базовый оборонный бюджет страны утвержден в размере 4938,8 млрд йен (44,62 млрд долл.), а с учетом расходов, связанных с деятельностью Комитета специальных действий по Окинаве, расходов по реорганизации ВС США (в части снижения негативного влияния на местное население), и расходов на закупку двух Boeing 777-300ER, которые предназначены для обслуживания императорской семьи и будут эксплуатироваться японскими ВВС, – и вовсе 5191,1 млрд йен (46,9 млрд долл.).
«В 2018 ф.г. в целях укрепления обороноспособности для защиты жизни и имущества японских граждан, а также территории, территориальных вод и воздушного пространства Японии в свете дальнейшего ухудшения обстановки в области обеспечения безопасности, Япония вслед за 2017 ф.г. вновь увеличила сумму связанных с обороной расходов», – указывается в Белой книге по обороне.
Действительно, по сравнению с 2017 ф.г. рост базовых расходов на оборону составил 0,80% (39,2 млрд йен), а совокупных – на 1,29% (66 млрд йен). Однако по сравнению с 2012 ф.г. рост базовых расходов на оборону уже 6,32% (293,5 млрд йен), а совокупных – и вовсе 10,12% (477,3 млрд йен). Сравнение с 2012 годом – не случайно. Именно тогда военные расходы Японии достигли своего «дна», после чего наблюдается лишь их постоянный рост. Причем растут они быстрее, чем до того сокращались: если сокращение шло по 0,4% в год, то с 2013 года каждый год фиксируется рост на 0,8%, а в 2014 году – даже 2,2%.
Конечно, с одной стороны, это можно объяснить растущим объемом ВВП. Дело в том, что с 1987 года оборонные расходы Японии держатся на уровне 1% ВВП (в последние годы – 0,9% ВВП). И если растет ВВП, то автоматически растут и военные расходы. Правда, ведь расходы можно и не увеличивать автоматически, направив средства на иные цели. Но это не тот случай – военным очень нужны деньги.
На что? Ну хотя бы на закупку двух комплексов ПРО «Иджис Эшор» по 1,17 млрд долл. каждый. О решении выбрать компанию Lockheed Martin для постройки двух РЛС для обслуживания этих комплексов объявлено 30 июля с.г. Постройка и эксплуатация этих комплексов за 30 лет составит 4,21 млрд долл., но защита от ракет Ким Чен Ына, которые, как уверен Токио, тот продолжает втайне разрабатывать и строить, того стоит.
Нужны деньги и на создание и серийную постройку пяти новых фрегатов (на постройку первых двух кораблей выделено 832,9 млн долл.), и на постройку новой подлодки (613,4 млн долл.), и на покупку шести самолетов F-35A (709,2 млн долл.), под которые на авиабазе Мисава сформируют новую авиаэскадрилью, и на закупку ракет-перехватчиков «Стандарт» SM-3 Block IIA (19 млн долл.), и на покупку еще одного, четвертого, корабельного самолета ДРЛОиУ E-2D (всего приобретается четыре машины за 223 млн долл.), и на покупку одного стратегического высотного БЛА RQ-4B «Глобал Хок», и на работы по созданию новой противокорабельной крылатой ракеты и гиперзвукового планирующего боеприпаса, которые предназначены для «защиты удаленных островов», и на многое другое.
Средства нужны, как указано в документе «Оборонные программы и бюджет Японии: обзор бюджета 2018 ф.г.», и на создание «динамично развивающихся единых сил обороны». Приоритетные направления здесь: разведка; транспортные возможности; системы управления, контроля и связи; защита от атак на удаленные острова; способность парировать угрозы из космоса и киберпространства и т.п.
Первопричина наращивания военных расходов заключается в первую очередь, безусловно, в растущей военной мощи Китая, который не только устремлен в Тихий океан, в небо и космос, но и четко дает понять, что не намерен отказываться от претензий на территории, принадлежность которых он оспаривает у своих соседей, включая и Японию (острова Сенкаку, или, на китайский манер, Дяоюйдао).
«Предполагаемая угроза со стороны Китая и Северной Кореи остается самым важным фактором в японской стратегии безопасности», – подчеркивают специалисты Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) в работе «Тенденции в мировых военных расходах на 2017 год».
Впрочем, одними КНР и КНДР дело не ограничивается. «Обстановка в сфере обеспечения безопасности вокруг Японии становится все более напряженной ввиду того, что различные проблемы и дестабилизирующие факторы становятся все более актуальными, и их острота продолжает нарастать, – подчеркивается в Белой книге по обороне. – По-прежнему остаются нерешенными проблема Северных территорий и территориальная проблема островов Такэсима, которые являются исконными территориями Японии».
Первые «исконные территории» – это наши Курилы, а вторые, известные еще как острова Лианкур, после Второй мировой находятся в управлении Сеула. Здесь то и может пригодиться новое гиперзвуковое оружие.
Впрочем, наращивание Токио оборонных расходов обусловлено и все более обозначившейся общемировой тенденцией решать все проблемы, даже экономические, сугубо с позиции силы. Включая и вооруженную. Это, в свою очередь, выводит культ силы на первое место и заставляет шустрее крутиться маховики планетарной гонки вооружений. По данным SIPRI, с 1999 года налицо постепенное, а с середины нулевых годов – резкое возрастание общемировых военных расходов, которые на 2017 год составили 1739 млрд долл. – рекорд со времени окончания холодной войны.
Причем Азия и Океания – один из наиболее активно вооружающихся регионов. Совокупные военные расходы расположенных здесь стран растут 29-й год подряд. В 2017 году, по данным SIPRI, прирост составил 3,6%. Более активно вооружаются только на Ближнем и Среднем Востоке, где рост составил 6,2%.
Естественно, что в Японии, у которой до сих пор остаются неразрешенные территориальные споры почти со всеми ее соседями, не могли долго сидеть сложа руки, прикрываясь фиговым листком пацифизма и постоянно подчеркивая, что мы, дескать, люди мирные, что у нас даже и армии-то настоящей вообще нет, так, Силы самообороны только. В итоге Токио прочно обосновался в первой десятке стран мира по величине военных расходов, занимая 8-е место. Правда, Китай в этом списке теперь постоянно на втором месте. Зато у Токио есть верный друг и защитник – Америка, для которой и Китай, и Россия уже «почти враги». Выводы из всего этого делайте сами.
nvo.ng.ru