Расставание супругов -- это не только «развод и девичья фамилия», но нередко и тяжелый, неприятный, а то и позорный процесс дележки имущества, которым пользовались супруги. Специально не пишу «совместно нажитым», потому что здесь, как оказалось, существует масса подводных камней, о которых ступающие на скользкий путь дележа супруги даже не подозревают. Юрист Владимир Васильев развеивает традиционное заблуждение о том, что при разводе семейное имущество делится пополам между супругами...
Половину квартиры, гаража, машины и незастроенного участка в пригороде, а лучше все это, но в денежном эквиваленте, требуют себе при разводе большинство дам разного возраста.
Некоторые идут дальше и претендуют на квартиру, дачу и так далее в полном объеме, апеллируя к тому, что это все не им, а ребенку, которого, безусловно, суд оставит матери.
Директор юридического бюро «Гелиос» Владимир Васильев рассказал, как порой трудно бывает разъяснить клиенткам, что их представления о том, что имущество делится пополам, не имеют под собой никакой юридической базы:
-- При расторжении брака закон основывается на праве собственности супругов, в том числе до брака. Хотя многие полагают, что при разводе все имущество делится пополам. Именно с таким убеждением клиенты приходят к юристу с просьбой составить исковое заявление о разводе и разделе собственности...
Утраченные иллюзии
Супруги жили счастливо и обеспеченно -- или нет, наоборот -- в достатке и поэтому счастливо. Потом что-то случилось -- супруги не всегда откровенно рассказывают о причине развода, и жена подала на развод.
Причем сразу взяла быка за рога и просила при разводе, как она считает, немного: одну квартиру из двух (в одной жили, вторую сдавали), половину стоимости дачи в Царникаве, машину, на которой она ездит по доверенности, а владельцем является муж, гараж во дворе дома, где они живут, и прочее "по мелочи"...
Надо сказать, что основной достаток в семье происходил от мужа, что, впрочем, женщина считала вполне нормальным и была уверена, что муж обязан ее обеспечить и после развода.
Но для супруга иск о расторжении брака оказался полной неожиданностью, и он тоже обратился к юристу с просьбой отстоять его права на собственность, которую он нажил, надо сказать, до вступления в брак с оказавшейся неблагодарной супругой...
-- До суда клиентке объяснили, что пополам собственность делится только в том случае, если в суде доказано, что при совместной жизни в приобретение, например, квартиры, дачи, обоими супругами вложено одинаковое количество средств. -- разъясняет Владимир Васильев.
-- Поэтому очень часто супругов при разводе ожидает разочарование -- они не получают того, на что рассчитывали. В данной ситуации супругам лучше между собой разобраться, что муж оставит жене, а что нет, потому что все имущество, как оказалось, приобретено на средства супруга, причем до брака...
Другая супруга требует большую часть имущества, ссылаясь на то, что ребенок после развода остается с ней. Но вопрос содержания детей после развода -- это отдельная статья.
(!) При разделе имущества закон учитывает только финансовое участие супругов в приобретении собственности. Поэтому может получиться и так, что квартира остается мужу, а жена с ребенком будет искать новое жилье...
Жили-поживали, добра наживали...
90 процентов квартир, где проживают разводящиеся супруги, приватизированы в период брака, до и после 2000 года. Так, супруги, прожившие полтора десятка лет, решили расстаться. Предмет спора -- та самая квартира, которая приватизирована в период их брака.
Супруг возмущен тем, что жена его выставляет из квартиры после развода, аргументируя свою жестокость по отношению к нему тем, что у него старая мать при квартире и он вполне может устроиться там. Но муж возмущается: делим квартиру пополам! Какие права у него есть на эту квартиру?
И тут, как говорит юрист, начинается самое интересное -- с юридической точки зрения, а для клиентов -- морока, да и только.
-- Суду предстоит изучить документы, из которых выясняется, кто на самом деле является владельцем квартиры, независимо от того, на чье имя она приватизирована, -- разъясняет юрист.
-- Оказалось, что сертификаты, на которые приватизирована квартира, принадлежали жене. Значит, претензии мужа на квартиру необоснованны...
Если квартира приватизирована в браке, суд смотрит, чьи сертификаты использованы при приватизации. Это подтверждает сертификационный счет, с которого были сняты сертификаты.
Похожая ситуация, когда муж требует раздела квартиры, а суд не удовлетворяет его иска. Супруг рассказал, что квартира приобретена в период брака, когда супруги вели совместное хозяйство, -- следовательно, он имеет право на свою часть.
Юрист рассказал, как может обернуться такой, казалось бы, простой раздел имущества:
-- Квартира куплена на имя мужа, который и записан в Земельной книге как собственник. Но после тщательного расследования появления собственности семьи оказывается, что до брака жене принадлежала двухкомнатная квартира, которую супруги продали и купили квартиру в другом районе, в которой они впоследствии и проживали.
Суд, получив от юриста супруги доказательства, что деньги на покупку этой квартиры принадлежали жене, аннулирует право мужа и утверждает право жены на квартиру...
(!) Если имущество до брака принадлежало жене/мужу, то все, что куплено на вырученные от продажи квартиры деньги, считается ее/его собственностью. Это относится и к квартирам, и к домам, и к гаражам, и к машинам, которые приобретены в браке, но на деньги одного из супругов.
Страшнее не бывает...
Другое дело, объясняет юрист, если бы квартира была приватизирована (приобретена) на совместные средства. Например, пополам. В таком случае квартира при разводе делится между супругами пропорционально вложенным средствам. Хотя в данном случае последствия могут быть непредсказуемы.
-- Нередки случаи, когда суд делит квартиру между супругами по числу вложенных сертификатов или денежных средств: 99 процентов квартиры мужу, например, и один процент собственности жене -- или даже по 50 процентов обоим.
Тогда квартира становится совместной собственностью, когда каждый из супругов имеет право пользоваться квартирой в полной мере. В таком случае многое зависит от того, как договорятся между собой супруги...
Юрист рассказал, что самое разумное -- продать квартиру и поделить деньги пропорционально присужденным судом долям.
Но не у всех есть средства приобрести себе другое жилье, иногда расставшиеся супруги просто ставят своей целью испортить друг другу жизнь, и тогда они становятся постоянными клиентами юридической консультации, а то и полицейского участка. Как вам понравится такое сосуществование?
1-комнатная квартира, в которой продолжают жить разведенные супруги, так как суд поделил между ними эту небольшую собственность. Спустя какое-то время бывшая супруга привела нового мужа в расчете, что бывший куда-нибудь съедет. А тот -- дескать, и мы не промах -- приводит себе жену. Получается даже не коммуналка, а общага.
-- Вы видели объявления: продается часть квартиры? Это последствия раздела такой совместной собственности. Кто-то из супругов в конце концов решается продать свою часть квартиры -- условную. Знаю квартиры, имеющие по пять-шесть собственников...
(!) Лучше не доводить дело до решения суда об общей собственности. Сразу после развода, когда квартира поделена решением суда на соответствующие доли, юрист советует незамедлительно подать новый иск о принудительном прекращении права совместной собственности.
Тогда суд по выбору подателя иска может разрешить одной стороне выкупить у другой стороны часть квартиры или жилье продается с аукциона и деньги делятся в соответствии с присужденными судом долями квартиры.
Кривая расставаний
Число разводов догоняет количество браков в Латвии!
Развод для латвийцев никогда не был чем-то особенным. По данным Центрального статистического бюро, в 1926 году, во времена Первой Республики, количество заключенных браков составило 15 439, а разводов было 1921, а это 81 развод на тысячу жителей.
В 1935 году число браков увеличилось -- до 16 474, а число разводов выросло до 117 на тысячу жителей. Кстати, по переписи населения в 1930 году в Латвии зарегистрированы 1 900 045 жителей.
Во время войны, в 1942 году, было заключено 15 638 браков и зафиксирован 2391 развод, что составляет 153 развода на тысячу жителей.
После войны, в 1950 году, было заключено 19 280 браков и зарегистрировано 78 разводов, или 153 развода на тысячу браков. К 1960 году число жителей выросло до 2 079 948, а число брачующихся по сравнению с довоенным периодом выросло больше чем в полтора раза -- 23 365 пары, а разводов -- 5080, или 217 разводов на тысячу браков.
В 1970 году отмечено уже 453 развода на тысячу браков (23 983 брака и 10 867 разводов), в 1980 году -- 514 разводов на тысячу браков (24 641 и 12 650 соответственно).
В 1995 году зарегистрирован 7821 развод при 11 072 браках, или 706 разводов на 1000 браков(!), в то время как количество населения еще стояло на отметке 2 500 580. В 2000 году кривая немного пошла вниз -- развелись 6010 пар и поженились 9211 пар (639 разводов на тысячу браков).
Взлет разводов пришелся на 2011 год -- 722 на тысячу браков (10 760 и 8302). Увеличение числа разводов в 2011 году можно объяснить изменениями в законодательстве, вступившими в силу с 1 февраля 2011 года.
Закон о нотариате передал присяжным нотариусам право расторжения брака в случае договоренности сторон. Например, когда у супругов нет имущественных споров и они достигли соглашения по поводу содержания несовершеннолетних детей.
Люди, де-факто создавшие новую семью, воспитывающие родившихся в новом неформальном браке детей, без лишних формальностей уладили свои семейные дела у нотариусов.
Далее кривая разводов вернулась в свое русло. В 2014 году зафиксированы 6994 случая расторжения брака...
(!) Стоимость государственной пошлины при рассмотрении дела о разводе в суде -- 142,29 евро, у нотариуса -- порядка 100 евро.
Оксана ПЕТРЕНКО