Плоды ее деятельности многие рижане уже ощутили на себе: чего стоит отмена бесплатного проезда для пенсионеров и школьников, так и не восстановленная в прежнем объеме. А кто ещё не ощутил – наверняка ощутит, и всё по той же схеме: забирать будут щедро, а возвращать (если возвращать!) - крохи.
В попытке ответить на вопрос как крупнейшее самоуправление Латвии оказалось в руках людей, которых рижане не выбирали и не уполномочивали собой управлять, мы неизбежно упрётся в фигуру последнего мэра Риги Олега Бурова, название партии которого сейчас звучит для рижского уха уже как то издевательски – «Честь служить Риге». Вот мы и решили выяснить: что же это за "честь" такая, что произошло с Ригой при мэрстве Бурова, откуда он вообще взялся, чем «послужил Риге» и почему его «служение» кончилось для нее так печально?
А начнем мы, как это ни банально, с начала – с восхождения Бурова на вершины рижского политического Олимпа.
Олег Буров, фельдшер по первому образованию и социолог по второму, до появления в Рижской думе подвизался в Латвийском агенстве приватизации. Но к 1998 году все самое вкусное было уже приватизировано, и в этом году Буров возглавляет управление собственности Рижской думы.
Через пять лет, в 2003 году, когда мэром был Гундарс Боярс, случился небольшой, но интересный скандал. По халатности съемщика сгорел сданный думой в аренду дом. Сдал его в аренду и не следил ни за чем начальник управления собственности - Буров. Город потерял большие деньги. Бурова тихо уволили и забыли.
Возвращается он в думу – и сразу на пост главы департамента городского имущества в 2007 году. В думе давно уже новая коалиция, старые грехи забыты, а полезные люди новым политическим тяжеловесам явно нужны. Буров, судя по его дальнейшей карьере, быть полезным явно умел.
Правда, в 2008 году случилась небольшая осечка. В феврале того, чуть не ставшим роковым для него года, сотрудники Бюро по борьбе с коррпупцией (KNAB) задержали экс-директора департамента городского развития Вилниса Штрамса, затем чиновника того же ведомства Раймонда Яниту, а в марте главу департамента Петериса Странциса.
KNAB тогда раскрутил масштабное дело о коррупции, в котором фигурировало, в частности АО Latvijas tilti, попавшее под подозрение в отмывании минимум 13,6 млн. латов. А в совете компании в свое время заседал и Олег Буров. Попутно выяснилось, что конкурс на проектирование Латгальского культурного центра выиграло архитектурное бюро Graf X, партнером которого ранее являлся Буров (а владелица бюро - крёстная Петериса Странциса).
Тут подоспело и письмо депутатов партии Нового времени тогдашнему мэру столицы Янису Бирксу с требованием освободить Бурова от занимаемой должности и передать материалы на него в KNAB. Бурова обвинили в злоупотреблении служебным положением и нарушениях закона: увольнял ответственных работников и принимал на их место своих бывших партнеров по бизнесу.
В итоге нервы Бурова не выдержали, и 8 апреля 2008 года он подал в отставку, кляня «организованную некоторыми масс-медиа кампанию очернения».
Вилнис Штрамс с компанией сел в тюрьму. Но, как он заявил, выйдя через четыре года на свободу передаче LTV «Панорама»: действовал не один, но имен сообщников не назвал. Кого он имел в виду – знает, конечно, только сам Штрамс.
Что же до Бурова, то в августе того же 2008 года он... снова принят на работу заместителем директора департамента собственности Рижской думы. Понижение небольшое, учитывая обстоятельства.
А что же мэр Биркс и вышеупомянутое письмо? А Биркс развел руками и заявил тогда, что «ничего не может поделать с принятием на работу Бурова». Понимай как хочешь, впрочем, всё довольно прозрачно: за Буровым к тому моменту стояли слишком весомые политические фигуры, чтобы Биркс мог ссориться с ними. Кто же?
Это тоже не секрет. Главой думского комитета собственности в тот момент был Андрис Америкс, депутат думы от партии Партия реформ Шлесерса ЛПП/ЛЦ, и будущий основатель партии «Честь служить Риге». Он в назначении человека с репутацией Бурова не увидел ровно никакой проблемы. И недаром – тандему Америкс-Буров суждена долгая и счастливая жизнь.
А для нашего героя наступает золотое десятилетие...
(Продолжение следует).