Жалобы на повышение цен на отопление прозвучали еще в первой половине февраля, когда жителям прислали счета за полученное в январе тепло. От имени отрасли производителей теплоэнергии разъяснить ситуацию взялся крупный производитель "Rīgas siltums".
14 февраля агентство LETA и далее все возможные новостные каналы, действующие в Латвии, распространили расчеты "Rīgas siltums", по которым: «На счета за тепло в Риге повлияла низкая температура воздуха на улице в январе, в результате потребление тепловой энергии увеличилось на 22,4% по сравнению с декабрем 2023 года. Аналогичный рост отмечается и по счетам за отопление. Средняя температура воздуха в январе В 2024 году была -4,5 градуса, что на 4,2 градуса ниже, чем в декабре 2023 года». Как бы убедительно – со всякими цифрами. И похожая ситуация наблюдалась по всей Латвии.
Но проблема, над которой многие ломали голову пару недель назад, заключалась в несоответствии между тем фактом, что цены на природный газ в начале этого года были намного ниже, чем год назад, и ниже, чем в конце прошлого года, но тарифы на отопление не уменьшились следом за падением цен на энергоресурсы.
В очередной раз все те, кто заявлял о переходе на отопление щепой как решение проблем теплоснабжения, потерпели неудачу. В результате в строительство котельных на щепе уже вложено и вкладываются сотни миллионов евро, но получаемое там тепло обходится дороже. Прежде всего, миллионы евро, потраченные на строительство, надо как-то окупить. Во-вторых, производители щепы не дураки. Они воспользовались ажиотажем вокруг цен на природный газ, подняв цену на щепу вместе с ценой на газ, но теперь не спешат снижать цену на свою продукцию в связи с падением цен на природный газ на мировом рынке. Производители тепла разводят руками, что вынуждены покупать дорогую щепу, так как заключили контракты, в которых цена на щепу близка к ценам на природный газ на момент паники.
Со своей стороны, латвийское государство заботится о стабильности цен таким образом, что обеспечивает высокую цену на природный газ даже тогда, когда цена газа на бирже низкая. Эта низкая цена значительно повышается на пути от биржи к печи с помощью налогов, цен на выбросы CO2, тарифов и других финансовых инструментов.
Статистики портят достижения красноречивых ораторов
В середине февраля производителям тепла, регулятору тарифов на теплоснабжение и другим учреждениям удалось отделаться от неудобных вопросов напоминанием о холодах, которые люди пережили в начале этого года. Однако минувшая неделя завершилась информацией, разрушающей тщательно формировавшиеся в предыдущие недели представления о влиянии природы, за которое жителям Латвии пришлось расплачиваться.
В частности, Центральное статистическое управление опубликовало январские данные по промышленности в Латвии. Оказывается, несмотря на холодную погоду, тепла было произведено меньше. Таким образом, люди платили больше за меньшее количество тепла. Это никоим образом не согласуется с заверениями, что нынешние тарифы на тепло такие же или ниже, чем они были до недавнего времени.
В середине февраля люди активно публиковали свои январские счета и сравнивали их теми, что были в январе прошлого года. Также сравнивались и с декабрем, где разница была особенно заметна. Но по данным статистиков, оба сравнения показывают одно и то же. Процитируем эти сообщения в их первоначальном виде:
Первое: «В январе 2024, по сравнению с январем 2023 года, объем промышленного производства снизился на 5,0% по календарно-скорректированным данным в сопоставимых ценах. Объем производства в обрабатывающей промышленности снизился на 7,3%, в электро и газоснабжении - на 1,1%, а в добывающей промышленности - увеличился на 3,2%".
Второе: «В январе 2024 года по сравнению с декабрем 2023 года объем промышленного производства снизился на 2,7% в сопоставимых ценах по сезонно скорректированным данным. Объем производства снизился в обрабатывающей промышленности - на 4,7%, в электро и газоснабжении - на 1,6%, а в добывающей промышленности - рост на 1,4%.
Добавим также расшифровку того, что статистики кратко выражают словами: «электро и газоснабжение». К этому разделу относятся поставки электроэнергии, природного газа, пара, горячей воды и т.п. с использованием постоянной инфраструктуры.
Жители должны платить по формуле (+20)=(-2)
Итак, еще раз: производители тепла сообщили общественности, что в январе они увеличили производство тепла примерно на 20% из-за холода, но сообщили статистикам, что снизили производство тепла на 1-2%. Статистики утверждают, что речь идет об изменении объемов производства, оцениваемых в сопоставимых ценах, а не об изменении фактических цен. Другими словами, производители тепла заметили, что они могут продавать тепло, которое либо не производилось вообще (что более вероятно), либо о производстве которого они не проинформировали статистиков (трудно представить почему).
Вероятно, арифметически абсурдное выражение (+20%)=(-2%) возникло не только от злого умысла. Объяснение может заключаться в том, что производство тепла не охватывает все данные, собранные в разделе статистических данных «электро и газоснабжение». Далее надо посмотреть, сколько тепла стало не нужно, потому что от этого тепла отказалась перерабатывающая промышленность, а не жители. С одной стороны, снижение производства тепла из-за сокращения промышленности не могло быть слишком большим, поскольку производственные помещения необходимо отапливать даже тогда, когда они не используются интенсивно.
С другой стороны, в обрабатывающей промышленности спад наиболее выражен в «производстве неметаллических минеральных продуктов – на 24,2%», что в Латвии означает снижение очень энергоемкого производства, например, цемента. Однако, чтобы разобраться откуда на самом деле взялось такое несоответствие данных государственных учреждений и компаний, производящих тепло, уже необходимы полномочия и ресурсы таких органов, как Государственный контроль.