Норвегия, не входящая в ЕС, утверждает, что снежные крабы — оседлый вид как кораллы или устрицы, и что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву они являются ресурсом, принадлежащим континентальному шельфу Норвегии.
В 2018 году суды низших инстанций поддержали позицию Норвегии, что только Осло может выдавать лицензии на их ловлю.
Но латвийская фирма SIA North Star утверждает, что крабы — не оседлый вид, потому что они перемещаются, а значит их вылов должен регулироваться региональными соглашениями о рыболовстве, подписанными в том числе Евросоюзом и Россией. Предприятие утверждает, что у нее было действующее разрешение ЕС.
Латвия выдвинет иск против Еврокомиссии, чтобы добиться отмена ареста рыболовецкого судна Senators, которое больше года удерживает у себя Норвегия, утверждающая, что латвийские рыбаки занимались ловом снежного краба в шельфе Шпицбергена незаконно. Норвежская сторона требует уплатить штраф, а Латвия настаивает, что действия рыбаков были законны.
Вылов любых рыбных ресурсов возле архипелага Шпицберген регулируется Парижским договором от 1920 года, заключенным между 42 государствами. Позиция латвийской стороны состоит в том, что это не рыбаки совершили нарушение, ловя снежного краба у Шпицбергена, а норвежцы, арестовавшие судно. Оно было задержано на прошлой неделе - по версии Норвегии, за нелегальную ловлю.
Вылов снежных крабов в регионе Свальбард был начат на основании договора и регламента ЕС от 14 декабря 2016 года, который предусматривает, что 20 судов стран ЕС, в том числе 11 латвийских, имеют право ловить снежных крабов в этом регионе.
Большинство стран, имеющих право вылова в этом регионе, не поддерживают арест латвийского судна и считают его политически мотивированным.