Депутат Сейма Илзе Винькеле заявила, что планирует основать новую политическую партию. На портале skaties.lv Винькеле пишет: «Если в «Единстве» расхождение взглядов достигло таких масштабов, что идеи, за которые я выступаю, реализовать нельзя, то надо смотреть на другую группу единомышленников… Решающим поворотом для любого, кто хочет участвовать в выборах 2018 года, станет нынешняя осень», - пишет Бен Латковскис в "Неаткариге".
Это означает, что летом возможно появление новой политической силы на нашей уже порастающей мхом политической сцене. Что это принесет и какие могут быть последствия?
Тут всё практически полностью зависит от итогов муниципальных выборов в Риге. «Единство» может спасти только победа в столице. Победа в Цесисе, Саласпилсе или еще где-то еще в провинции не играет никакой роли. Под победой в Риге надо понимать свержение Ушакова.
Только в случае, если мэром столицы станет Вилнис Кирсис, «Единство» имеет какие-то шансы выкарабкаться.
Почему?
У каждой партии своя история, свой фирменный знак, по которому ее узнают свои избиратели. Очень важно учитывать слова «свои избиратели», поскольку те, кому близка данная политическая сила, и те, от кого она очень далека, обычно ее воспринимают очень по-разному. Поэтому в случае, если избиратель именно в своей партии больше не узнает того имиджа, тех идеалов, за которые в свое время отдал голос, партия оказывается в трудном положении.
В мировой практике это не редкость и не новость, и политические партии нашли способ, как преодолеть эти моменты слабости. Например, в Германии в 1990-е доминировали христианские демократы (ХДС) во главе с Гельмутом Колем, успешно эксплуатировавшие политический капитал, полученный от объединения Германии. Но в 2002 году выяснилось, что Коль бесконтрольно и легкомысленно распоряжался партийной кассой, разразился скандал. Рейтинги ХДС стремительно рухнули.
Коль ушел в отставку, сменилось руководство партии, а его бывшая протеже Ангела Меркель публично отреклась от своего патрона. Партия была преобразована. Если сейчас, на запланированных на 24 сентября выборах в Бундестаг Меркель проиграет, уйдя с поста канцлера, то уже на следующий день она откажется от поста главы партии, а вместе с ней постепенно уйдет нынешнее партийное руководство.
Как эти азбучные истины политики работают в нашей политической среде?
«Единство» пришло в политику с историей о честной власти. Заметьте, ни Нацблок, ни СЗК, ни «Согласие» не пытались завоевать сердца своих избирателей такой историей,
поэтому отговорки, что другие не лучше, не работает. С историей про «честность» партия победила на выборах в Сейм 2010 года и de facto и на внеочередных выборах в 2011 году.
Но в нашей социал-политической реальности, трудно, находясь у власти, сохранить честное имя и партийное знамя незапятнанными. Появляется все больше некрасивых историй, которые сегодня символизируют такие персонажи как Закис и Кампарс. Не скажу, что они хуже всех. Они лишь символы, «антигерои» этой истории.
Грязные пятна не отмывались, и гниющие места начали было замывать. На выборах 2014 года за счет событий на Украине и роста международной напряженности «Единству» удалось удержаться на плаву. Но прозвучал недвусмысленный сигнал – председатель партии Солвита Аболтиня была вычеркнута своими избирателями.
В такой ситуации любому политику «Единства», у которого есть планы на будущее, надо было держаться от «прокаженной» Аболтини подальше, гласят неумолимые правила политической игры. Она в отчаянии пыталась призвать на помощь существующую только в ее воображении «армию Венка» (как Гитлер в апреле 1945 года), решив стать премьером вместо Страуюмы. Но ее надежды рухнули, президент выдвинул в премьеры Мариса Кучинскиса.
Это означает, что у тех, кто недостаточно дистанцировались от Аболтини, на выборах в Сейм 2018 года нет никаких шансов.
Венк, Венк! Где мои легионы?"
Кто за них проголосует? Какую историю они могут предложить? Какие новые идеи? Если Кирсис не победит и не станет «меркелем» «Единства», то надежд преодолеть 5-процентный барьер нет никаких. Поэтому Винкеле&Со полностью правы – надо как можно быстрее найти спасательную шлюпку и прочь с тонущего корабля".