Почему на Центральном рынке годами не удается искоренить торговлю продовольствием с фальшивыми сроками годности? Этому посвящено журналистское расследование Латвийского радио из серии Atvērtie faili.
Две фирмы с адресами в девятиэтажках
На главном рынке столицы есть с десяток магазинов, особо привлекающих внимание покупателей, потому что здесь можно найти популярные продукты по особо низким ценам. Например, коробку шоколадных конфет Laima за два евро, чай Možums — менее чем по евро за пачку. Но есть нюанс. Уже несколько лет назад Латвийское радио сообщало, что большинство таких продуктов — с перебитыми (поддельными) сроками годности.
Магазины принадлежат двум фирмам, зарегистрированным в микрорайоне Дарзциемс, в серийных девятиэтажках — SIA Senal и SIA Fildaros. Ассортимент у обеих похожий: консервы, сладости, растительное масло, напитки, чай, кофе и т. д.
Хотя администрация рынка еще несколько лет назад была информирована о том, что эти предприятия торгуют просроченными продуктами, она ничего не предприняла, чтобы пресечь это. Тем временем благодаря хорошему потоку покупателей в 2022 году оборот Senal достиг 160 тыс. евро, а Fildaros — полумиллиона евро. Один из владельцев приобрел даже комплекс отдыха под Ригой.
Журналисты Латвийского радио купили в киосках этих фирм на Центральном рынке несколько продуктов: орешки, шоколад, пипаркукас и подобное. Сразу появились подозрения, что сроки могли быть фальсифицированы на нескольких продуктах Laima (коробке конфет, шоколадке). Да и другие пять продуктов показались подозрительными.
Подделаны сроки на продукции фабрики Laima
Когда журналисты привезли купленную продукцию Laima на предприятие (им владеет SIA Orkla Latvija), их предположения подтвердились. По словам руководителя отдела коммуникации Orkla Latvija Лауры Багаты, подлинные сроки годности на упаковках были затерты. Это было установлено и визуально, и по учетным производственным данным. В конкретные дни эти продукты не производились.
«Хотя нужно сказать, что эти поддельные сроки были указаны действительно достаточно профессионально — и я действительно верю, что потребители, не зная контекста, даже не задумались бы, что они подделаны», — сказала Багата.
Невооруженным глазом распознать подделку может быть затруднительно: «У сроков отличается печать, шрифт. Если говорить о буквах и цифрах — там отличается расстояние между ними».
Но были и «проколы» у фальсификаторов: «Есть и продукты, у которых не соблюдается срок годности как таковой. Например, указано — 6 месяцев (с даты выпуска), но на самом деле я конкретного продукта он составляет 5 месяцев. Ну, такие нюансы, которые известны производителю — но о них не задумывается то предприятие, которое вот таким занимается».
Откуда берутся просроченные продукты
Поддельные сроки годности заставляют задаться вопросом: откуда берется товар? Лаура Багата заверила, что Orkla Latvija ни в коем случае не станет продавать продукты, у которых срок годности вышел. Поэтому пути, каким они попали на прилавок, неизвестны.
В такой ситуации покупатель не может знать вообще, когда именно произведен продукт. Перебивали ли сроки годности, когда оригинальные сроки еще не истекли — или вообще по их окончании. Более того: есть продукты Laima, которые вообще больше не выпускают с 2022 года. Например, шоколадка Rudzupuķe в картонной упаковке.
«Ну, надо сказать — конкретный случай и конкретные открытия, сделанные именно Latvijas Radio, стали для нас достаточно большим сюрпризом», — сказала глава отдела коммуникации Orkla Latvija.
Она подтвердила, что оба вышеназванных торговых предприятия — клиенты Orkla. И об их коммерческой практике у производителя конфет и шоколадок никаких подозрений не возникало.
Компания готова действовать, чтобы защитить репутацию своих продуктов, заверила Багата. Orkla потребует разъяснений у обоих торговцев, ведь они такими действиями нарушают условия договоров о сотрудничестве с Orkla:
«Сотрудничая, мы рассчитываем на честность наших клиентов, мы заключаем договор. И мы полагаемся на то, что наши продукты будут доставляться в места торговли соответствующим образом, содержаться, храниться как положено, чтобы не потерять потребительских качеств».
Но при подмене маркировки это невозможно, высок риск не только изменения органолептических качеств, но и возникновения опасности для здоровья потребителей.
Инспектора ПВС отправились с проверками
Латвийское радио уведомило и ПВС о выявленных несоответствиях маркировки. Поэтому в середине апреля два инспектора службы Карина Русе и Иева Дервина отправились проверять торговые точки. Журналисты пошли в рейд вместе с ними.
Проверка началась с Гастрономического павильона, с магазина фирмы Senal (принадлежит Сергею Филиппову). За прилавком одна продавщица, но тут же крутится один мужчина — отнекивается, что работает в магазине, но во время проверки долго остается поблизости, не отходя никуда.
Инспектор Русе поясняет, что проверять будут сроки годности, маркировку, а также условия хранения товара. Вся информация сразу же вносится в планшетный компьютер.
Лавка тесно забита товаром: печеньем, вафлями и другими сладостями, на полках вдоль стен — растительное масло, консервы, овощи.
Инспектор Дервина отмечает, что порой различить поддельный срок годности на упаковке трудно, приходится рассматривать под лупой.
Уже в начале проверки обнаруживаются товары без маркировки на латышском. Нужные наклейки засунуты на полках рядом. Очень похожие наклейки ранее использовались и для указания ложного срока годности.
Продавщица магазина Senal отрицает фальсификацию сроков годности
Пока инспектора выполняли свою работу, Латвийское радио пообщалось с продавщицей.
Latvijas Radio: «Мы заметили, что у многих товаров изменен срок годности, вы сами сделали это?»
Протавец: «У нас нет такого, что вы подразумеваете. Нет!»
Latvijas Radio: «Это поддельные сроки годности».
Продавец (смеется): «Нет, у нас нет такого! Вот не надо. Я не хочу отвечать».
На вопрос журналистов о большой разнице в ценах в лавке и в других магазинах на одни и те же продукты продавщица ответила, что это не ее дело.
В магазинчике царила неразбериха и с накладными на товар, которые время от времени требовали предъявить инспектора ПВС. В силу нехватки времени они проверяли не упаковки каждого товара, а смотрели выборочно. На пачке пипаркукас были заметны следы стертого срока годности — инспектора вытащили и осмотрели все пачки. Чтобы изъять подозрительный товар, вначале нужно его сфотографировать.
Следы фальсификации обнаружились на двух из десятка пачек печенья, хотя маркировка и номер партии на всех идентичны. Предприятие, торгующее такими продуктами, обязано их за свой счет уничтожить.
Пока шла проверка, Латвийское радио получило по э-почте от распространителя продуктов — AS Jungent Latvia — ответ на вопрос: оригинальный ли указан на фото срок хранения? Представитель фирмы Янис Ашакс проверил номер партии и сообщил, что нет, настоящий срок истек полтора месяца назад. При этом Fildaros и Senal конкретные продукты получили не от дистрибьютора, а какими-то другими путями, отметил Ашакс.
По итогам проверки ПВС начала административный процесс.
Попытки Латвийского радио связаться с владельцами Senal и Fildaros оказались безуспешны. Сергей Филиппов бросил трубку, когда ему позвонили, а Ольга Афанасьева на многократные попытки связаться не откликнулась.
«Саге о просроченных продуктах» — уже семь лет
Просроченные продукты обнаруживаются на рынке уже с 2017 года, сообщает Латвийское радио. По данным ПВС, за последние пять лет в торговых точках Senal прошло 12 проверок, Fildaros — 29. Компания Solovs, тесно связанная с обоими предприятиями, наказана штрафами на сумму около 5000 евро, у нее изъято 600 кг продуктов с фальсифицированным сроком годности.
В законе об обороте продовольствия есть статья за подделку продукта (контрафакт), но не срока годности. Как указал президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич, это все-таки следует расценивать как контрафакт — со всеми вытекающими последствиями. А ведь такие нарушения опасны и для здоровья потребителей. Поэтому прежде всего о подделке нужно информировать правоохранительные органы:
«По-моему, если такие действия не прекращаются, нужно обращаться в полицию и пресекать их. И такие предприятия следовало бы ликвидировать либо привлекать должностных лиц к другого рода ответственности. Здесь вопрос в том, что нужно брать на себя инициативу»,
— говорит Данусевич.
В таких случаях прослеживаются признаки преступных деяний, говорит президент ассоциации, и инициативу в их пресечении должен проявлять владелец территории, на которой такое происходит. В данном случае — управляющий Центральным рынком Rīgas nami.
Rīgas nami нарушения констатировал, но наказания нет
Но муниципальное предприятие Rīgas nami, которое переняло рынок два года назад, напротив, предоставляет новые торговые точки обеим фирмам, засветившимся в неблаговидной коммерческой практике.
«В данном случае мы за последние годы не получали ни одной жалобы от покупателей», — сообщила представитель SIA Rīgas nami по общественным отношениям Даце Прейса.
По ее словам, у управляющего Центральным рынком нет информации о том, кто из арендаторов и за что был оштрафован ПВС. Проверки же собственной санитарной службы рынка нарушений не выявили. За два года было проведено порядка 4 выборочных проверок, пояснила Прейса. Фальсификата не констатировано. Впрочем, у администрации рынка нет экспертизы аутентичности маркировки, их специалисты не имеют права и компетенции для выявления потенциальных подделок.
В разговоре с представителем рынка выяснилось, что акты о нарушениях при проверках составляются не всегда: если отсутствует одна-две наклейки или какой-то товар просрочен, это не настолько серьезно, считают проверяющие. Даце Прейса упомянула также, что внутренние правила Центрального рынка гласят: при составлении трех административных актов в течение трех месяцев договор с арендатором может быть расторгнут.
«Но есть другой аспект, весьма характерный для рынка, который надо учитывать. Наша задача по существу, чтобы мы могли сохранить эту торговую среду, не наказывать предприятие... наша задача его воспитывать».
Когда несколько лет назад Латвийское радио общалось на эту же тему с санитарной службой Центрального рынка, ответ был похожим: акты о нарушениях на эти компании не оформляют и не собираются. Ничего с тех пор не изменилось.
На рынке прекрасно осведомлены, пояснила Даце Прейса, на какие хитрости идут арендаторы: с ними расторгли договор, они учреждают другую фирму — и снова оказываются в торговых рядах. И если за фирмой не числится налоговых задолженностей, рынок не имеет права отказать. Но согласно базе данных Lursoft, за SIA Fildaros числится 11 тыс. евро долга, SIA Senal должно 7 тысяч.
Даце Прейса признала, что для Rīgas nami важна репутация рынка, и если будет достаточно доказательств нарушений, компания будет действовать. Она пообещала, что предприятие обратится в ПВС и изучит доступную информацию. Лишь после этого будет принято решение, прерывать ли сотрудничество с Senal и Fildaros.