Жители дома №68 по улице Лиелупес в Риге боятся своего соседа – 60-летнего Артура. Всю жизнь мужчина прожил в этом доме, но до недавних пор его усмиряла мать, а после ее смерти позаботиться о его душевном равновесии стало некому и это плохо повлияло на качество жизни остальных жильцов многоквартирного дома.
«Осенью прошлого года умерла его мать. Они вдвоем жили. Мать о нем заботилась, потому что он психически неуравновешен, лежал даже на Саркандаугаве (в психиатрической больнице – при. ред.) Он мог напасть на мать. Насколько она могла, она заботилась о нем, закрывала за ним все краны, газ, потому что он забывал об этом. А теперь нам страшно. Кроме того, в его квартире теперь антисанитария. Такое даже сложно себе представить! Он гуляет по мусоркам», - рассказала местная жительница Рита.
У Артура страсть к собирательству. Он тащит домой все, что найдет. Ищет в мусорниках еду. Мужчина не оформил себе пособия, потому жить ему особо не на что.
«Он попрошайничает – просит еду и деньги. Может позвонить в дверь в 23.00 или в полночь. Или утром в 6.00. Когда он идет по лестнице, хочется зажать нос. Ненормально воняет», - рассказывает Рита.
«Он устроил нам антисанитарию, невозможно дышать! Он живет прямо надо мной, от него летят большие зеленые мухи. Кошмар! Однажды он потерял ключи и спал прямо в подъезде. Соседский мальчик боялся пройти мимо. Простите, у него свело живот и он обкакался. Шел по лестнице, роняя фекалии. Все это потом чистил дворник», - рассказывает Галина.
Жители коллективно обратились в социальную службу и полицию, попросили позаботиться о соседе и облегчить жизнь остальным. Однако, поскольку мужчина не признан недееспособным, он не может быть доставлен в медицинское учреждение или учреждение по уходу против его воли. После жалоб жильцов и высказанных ими страхов по поводу своей безопасности, мужчине отключили коммунальные услуги. Однако соседи считают, что это слишком жестокий способ борьбы с больным человеком. Теперь он не может помыться и приготовить себе еду.
Представитель Департамента благосостояния Рижской думы Лита Брице рассказала, что они уже пять лет следят за судьбой этого человека. Раньше, когда мать мужчины была жива, помочь было легче, а теперь он от любой помощи отказывается.
«Ему были предложены разные пособия, социальные услуги, но, к сожалению, клиент от всего отказался. Социальная служба обеспечивает его теплой едой с доставкой на дом, что является одной из основных потребностей», - рассказывает Брице.
О мужчине, по словам Брице, пытается заботится сестра матери. Но она тоже уже в очень преклонном возрасте. Соседи же рассказывают, что с нею мужчина обращается очень грубо.
«Мы считаем, что было бы прекрасно, если бы он согласился жить в квартире, с другими такими же как он. Это подходящая среда для него. Он был бы в поле зрения социальных работников. Мог бы в специализированных мастерских освоить какое-то ремесло, потому что он еще трудоспособного возраста. Он мог бы жить более полной жизнью. Там у него была бы возможность мыться, готовить еду», - рассказывает Брице.
По ее словам, коммуникация с Артуром продолжается, специалисты уговаривают его принять помощь.