Не пора ли спросить венгерское руководство: чего вы хотите – остаться в ЕС или выйти из него?
Не существует такой практики и оперативного механизма, позволяющего исключить страну из НАТО или Европейского Союза (ЕС). Договор ЕС содержит статью 7, которая гласит: если все страны согласны, право голоса может быть приостановлено, право страны на получение финансирования ЕС может быть ограничено или иным образом подвергнуто санкциям. Но такое решение потребует консенсуса. Не будем наивными: такого консенсуса не будет ни в ЕС, ни в НАТО.
Несомненно, реальный вопрос заключается в том, считают ли Венгрия и ее правительство себя частью Западной Европы и западноатлантического пространства, или они просто делают то, что делают?
Не исключено, что Россия и Белоруссия уже направили в Венгрию своих первых мигрантов - "гастарбайтеров".
Я знаю, что наши министры иностранных дел и внутренних дел работают над этим вопросом, но необходимо добиться того, чтобы любой потенциальный гражданин России или Беларуси, имеющий визу, вид на жительство или разрешение на работу, не покидал Венгрию. Это совместная работа с Европейской комиссией (ЕК). Пограничный контроль может быть восстановлен, что приостановит присутствие Венгрии в Шенгенской зоне.
Но это требует более широкого решения. И это проблема, которую можно реализовать как с ЕС, так и с привлечением всех стран-членов ЕС, которые также являются странами Шенгенской зоны, а также тех европейских стран, которые не являются членами ЕС, таких как Норвегия и Швейцария. Страны-единомышленники должны договориться и работать вместе.
Необходимо сделать все, чтобы никто не пострадал от роста угроз безопасности. Бесконтрольное перемещение граждан России и Белоруссии в существующих условиях, конечно, неприемлемо как с моральной точки зрения, так и с точки зрения безопасности.
В публичном общении уже можно было заметить, что этот вопрос поднимается в европейских структурах, и министры внутренних дел ЕС также должны рассмотреть этот вопрос.
Орбан постоянно работает против ЕС, шантажируя его, используя при этом льготы, предоставляемые ЕС.
Давайте будем осторожны здесь. Значительное финансирование уже несколько раз приостанавливалось. Но срабатывания статьи 7 Договора ЕС и приведения к серьезным санкциям не произошло, потому что это происходит либо по консенсусу, либо по принципу квалифицированного большинства.
До 2022 года внешняя политика Венгрии не была столь очевидной, и до вторжения России в Украину многие страны поддерживали Венгрию. У нас есть общая внешняя политика ЕС, которая, однако, не запрещает главам правительств и министрам стран-членов посещать другие страны для обсуждения там вопросов, которые они хотят обсуждать друг с другом.
Юридически формирование внешней политики в ЕС несколько противоречиво. Мы одобряем санкции, пытаемся согласовать голоса, предоставляем помощь, но с другой стороны, каждое государство-член может смягчить или заблокировать свою позицию.
Однако мы всегда с осторожностью относились к намерению изменить принцип единогласия, потому что мало ли, что одной маленькой стране – такой, как, например, Латвия – не придется прибегать к четкому «нет» по какому-то важному вопросу. Если лидеры всех стран вдруг потеряют рассудок и будут, например, готовы завтра начать дружить с Россией. Но этого не будет.
А вдруг?...
Не будет. Поэтому вопрос о том, есть ли Венгрии место в НАТО и ЕС, является политически эмоциональным, но практического механизма для этого исключения не существует. Однако я ожидаю, что министерства иностранных дел и внутренних дел будут действовать активно и что органы ЕС предотвратят реальную угрозу, если Венгрия не изменит свою политику. Затем нам нужно посмотреть, как ограничить деятельность Венгрии в Шенгенской зоне. Надо сделать все, чтобы риски не увеличивались, а дальше об этом уже идет разговор в Евросовете.