Оценивая Балтийский путь, президент отметил, что в европейской истории нет похожего события. Такого уникального примера ненасильственного сопротивления масс, которое привело к восстановлению независимости трех балтийских стран, не было. По его мнению, исторический опыт стран Балтии и наш видение этого события должны занимать «надлежащее место в общем взгляде на европейскую историю».
«Балтийский путь уникален, потому что он является примером ненасильственного сопротивления масс. А теперь представьте карту Европы: можем ли мы — более или менее зная историю каждой европейской страны — найти другой [подобный] пример?» — задается риторическим вопрос Левитс. Важно, что эта манифестация балтийских народов имела конкретный результат — восстановление независимости, подчеркивает он.
«Мы не просто попросили свободу — мы взяли ее. Именно этот политический момент делает Балтийский путь и последующее развитие событий действительно уникальными в европейском и мировом масштабе. Это огромный успех для народов Латвии, Эстонии и Литвы, поворотный момент в истории», — президент.
В пятницу, 23 августа, исполняется 30 лет с момента проведения акции «Балтийский путь», во время которой два миллиона жителей трёх балтийских республик выстроились в живую цепь, протянувшуюся на 600 километров, и связавшую Таллин, Ригу и Вильнюс. Акция ставила своей целью привлечь внимание к пакту Молотова-Риббентропа, разделившему Восточную Европу на сферы влияния нацистской Германии и Советского Союза.
В 1989 году, когда планировался «Балтийский путь», было подсчитано, что на каждого участника живой цепи придется около полутора метров пространства (на размах рук). Значит, на 600-километровом участке дороги от Вильнюса — через Ригу — до Таллина должно собраться не менее 400 тысяч человек. Однако устроители акции гражданского неповиновения решили продлить путь еще на 100 км — севернее Риги продолжить маршрут не прямиком по Таллинскому шоссе, а в объезд через Цесис, Руйиену и Вильянди. Так стать участниками «Балтийского пути» смогло больше людей.