Мы встретились с генералом Фолландом на крупных учениях, проходящих на территории Норвегии, Финляндии и Швеции. В них участвуют 150 истребителей - это гораздо больше, чем во всех украинских ВВС.
Генерал Фолланд говорит, что цель учений - доминирование в небе, чтобы избежать, как он говорит, "старомодного" конфликта, вроде происходящего сейчас в небе Украины.
Для завоевания господства в воздухе требуется уровень масштаба и сложности, который Украина не сможет воспроизвести. Даже если предоставить ей небольшой парк истребителей F-16, само по себе это может оказаться серьезной проблемой.
Бельгийскому летчику "Пульсу" потребовалось три года, чтобы освоить свой истребитель F-16. Нас попросили использовать его позывной, а не настоящее имя.
Он показывает нам свой F-16, первые модификации которого были разработаны еще в конце 1970-х годов, задолго до его рождения.
"Он летает превосходно, - говорит он. - Но летать - это самое простое. Остальное сложнее".
Пилот должен научиться не только летать, но и работать с радаром, датчиками и оружием F-16. Украина, у которой в настоящее время больше пилотов, чем самолетов, надеется сократить это обучение до нескольких месяцев.
Предоставление западных самолетов Украине видится "Пульсу" логичным. Он указывает на вооружение своего F-16: ракеты "воздух-воздух" для уничтожения вражеских самолетов и бомбы для поражения наземных целей. "Это важно, потому что с этим самолетом можно использовать любое оружие из запасов НАТО", - говорит "Пульс".
Но помимо полетов, самолеты надо обслуживать и ремонтировать.
Норвежские ВВС, как и другие в Европе, перешли на более современные самолеты F-35. Поэтому теоретически F-16 можно поставлять Украине.
На авиабазе Орланд два старых F-16 используются для обучения авиационных инженеров. Это может занять год, а для старшего авиатехника и того больше.
"Нельзя просто посадить пилота в истребитель и сказать: "Поехали!" - говорит полковник Мартин Тесли, командир базы и бывший пилот F-16.
По его словам, логистическая цепочка обслуживания истребителей очень сложная - запасные части, программное обеспечение и оружие. Но при этом Тесли понимает необходимость модернизации украинского парка старых советских самолетов.
"В определенный момент, если они не получат самолеты, у них не будет военно-воздушных сил, чтобы защитить себя".
Джастин Бронк из Королевского объединенного института оборонных исследований говорит, что Украине, вероятно, потребуется помощь западных подрядчиков, чтобы сохранить любые переданные ей F-16 в рабочем состоянии. И сразу встает вопрос - какая страна готова принять на себя очевидный риск, связанный с тем, что ее гражданам придется работать в Украине?
Профессор Бронк добавляет, что Россия с большей вероятностью будет обстреливать украинские авиабазы, если на них разместятся западные самолеты. Для одномоторного F-16 с большим воздухозаборником под фюзеляжем это опасно – двигатель легко может засосать обломки со взлетно-посадочной полосы.
Именно по этим причинам США так долго не отзывались на просьбы Киева предоставить ему самолеты F-16. Дело не столько в опасениях эскалации, сколько в практических аспектах эксплуатации и обслуживания самолетов. Пентагон предупреждает, что это будет сложно и дорого.
Предоставление Украине западных истребителей вряд ли существенно изменит ход наземного сражения.
Подполковник Нилс Ван Хуссен, бывший пилот F-16 Королевских ВВС Нидерландов, считает, что ни одна система вооружений не изменит ход войны. F-16, по его мнению, просто дадут Украине "возможность поддерживать то, что они делают сейчас".
Реальность этой войны такова, что даже Россия с ее огромными военно-воздушными силами не смогла доминировать в небе – слишком эффективно работают наземные системы противовоздушной обороны.
Обеспечение Украины дополнительными средствами противовоздушной обороны будет оставаться первоочередной задачей западных союзников. Восстановление ее военно-воздушных сил - более долгосрочная цель.