"Парламентская комиссия по расследованию «дела олигархов» продолжает выяснять, обоснованно ли было прекращение уголовного дела. На заключительном совещании журналистам стало известно, что депутаты испытывают трудности, потому что KNAB не позволяет копировать и брать с собой два важных решения, которые добавлены к уголовному делу." - пишет Мара Либека в "Латвияс Авизе".
"Кроме того, нельзя ознакомится с одним из дел, которое отделено от уголовного дела и находится в Службе государственных доходов (СГД), а в Уголовно-процессуальном законе нет пункта, согласно которому депутаты могли бы это сделать.
Трое прокуроров из отдела расследования особо важных дел при Уголовно-правовом департаменте Генпрокуратуры, которые были приглашены на заседание комиссии по расследованию, были в каком-то недоумении касательно того, почему Сейм не внес изменения в 375 статью Уголовно- процессуального закона. Эта статья определяет круг лиц, которы, позволено ознакомиться с материалами уголовного дела.
«Парламентские комиссии по расследованию ведь формируются довольно долго, что же мешало депутатам изменить закон таким образом, чтобы те, кто работают в таких комиссиях, имели возможность получить доступ к самим делам. Это ведь можно сделать и сейчас», - сказал прокурор Юрис Юрисс.
Надо вникнуть в оперативную работу
Прокурор Марис Лея, надзирающий «дело олигархов», не раз в интервью говорил, что не было возможности выдвинуть обвинение в адрес Айнарса Шлесерса и Андриса Америкса из-за отсутствия доказательств. Напомню, что в центре внимания уголовного процесса было выяснение возможной скрытой собственности Шлесерса в Рижском торговом порту, а другое направление было получить доказательства возможных противоправных действий в назначении Америкса управляющим Рижского свободного порта. Лея подчеркнул, что комиссии недостаточно только оценить работу следователей — все следует рассматривать в контексте с оперативной работой, проведённой KNAB, а она включает в себя широкий спектр мер.
Проводились ли другие оперативные меры, с тем чтобы получить дополнительные доказательства того, что обсуждалось в «Ридзене»? «Оперативные меры можно сравнить с фундаментом дома - если они слабые, на них невозможно будет построить крепкий каркас дома», - сказала Лея.
Бывших не приглашают
Для того, чтобы вникнуть в суть оперативной деятельности, комиссия по расследованию следующее заседание проведёт в KNAB. Там, правда, уже больше не работают сотрудники, организовывавшие оперативную работу. С должностей их вынудили уйти в бытность главой бюро Ярослава Стельчонка. Юрис Юрашс сейчас в политике, а его заместитель Мартиньш Лоде после 13 лет службы в бюро сейчас ищет работу.
Глава комиссии, Ингуна Судраба не исключила возможности пригласить бывших сотрудников бюро на заседание комиссии, но этого пока сделано не было.
Судраба считает также, что у нее достаточно знаний и опыта для того, чтобы руководить работой комиссии. Однако Лоде напоминает: когда лицо без знаний в юриспруденции проводило проверку в отделе оперативных разработок, в результате составляется трагикомическое заключение. Чтобы подобное не повторилось, рядом с юристом Юдиным будет работать ещё один юрист — Алдис Алликс, по договору с канцелярией Сейма. Алликс известен как адвокат, помогавший людям не только за деньги, но и из убеждений. Так , например, он помог Дайнису Рутенбергу в деле со сломанной рукояткой российского флага. Однако Алликса упрекают в конфликте интересов, так как он прежде был адвокатом сына олигарха Айвара Лембергса.
По словам самого Алликса, он напросился на работу в комиссии, чтобы своими профессиональными знаниями и опытом помочь комиссии и не ожидал оплаты за свою работу. Однако позже, ознакомившись с объёмом работы, он признал, что принять оплату за услуги консультанта с его стороны было правильным решением. К тому же, объем работы все увеличивается."